Коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела результаты проверки двух крупных государственных страховых предприятий
Вопросы деятельности страховых организаций Беларуси были вынесены на обсуждение коллегии Комитета государственного контроля неслучайно. Ранее КГК проверил работу и дал оценку деятельности Белорусскому бюро по транспортному страхованию и Белорусской национальной перестраховочной организации, где были выявлены серьезные упущения. По результатам проверок руководители этих страховых предприятий лишились своих должностей.
В ходе проверки Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» и Белорусского республиканского унитарного предприятия экспортно–импортного страхования «Белэксимгарант» также установлены серьезные недостатки в работе, факты неэффективного и необоснованного использования денежных средств и государственного имущества, а также многочисленные нарушения законодательства.
Из–за значительного, а порой и неправомерного роста затрат в целом по Белгосстраху сумма платежей в бюджет в 2008 году снизилась по сравнению с 2007 годом на 1,1 процента. При этом поступления страховых взносов увеличились на 44,8 процента. Такое же положение сложилось и в 2009 году.
Установлено, что в 2008 году и I квартале 2009 года на выплату вознаграждения страховым агентам за заключение договоров страхования с юридическими лицами Белгосстрах израсходовал 2,7 млрд. рублей. Так, более 43 млн. руб. было выплачено 19–летнему страховому агенту (сестре замдиректора крупного столичного завода) за заключение договоров страхования с этим же заводом. Другому агенту (штатному работнику крупного совместного предприятия в г. Бресте) за заключение договоров страхования с данным предприятием заплачено свыше 22 млн. рублей. Эти данные позволяют утверждать, что фактические вознаграждения страховых агентов несоразмерны объему их работы и могут использоваться должностными лицами страхуемых организаций для получения имущественной выгоды.
Выявлены факты неэффективного использования средств Белгосстраха при финансировании строительства и ремонта объектов, на что с 2007 года по апрель 2009 года израсходовано 12 млрд. руб.
Так, в 2008 году Белгосстрах потратил 524,4 млн. рублей на строительство на территории базы отдыха «Сосновый бор» (Мядельский район) одноэтажного туалета с душевыми размером 13,5 на 6 метров (без учета работ по инженерным сетям и благоустройству), выполненного с использованием дорогостоящих импортных стройматериалов и сантехники. Строительство там же открытого теннисного корта с импортным травяным покрытием обошлось государственному страховому предприятию в 295 млн. рублей. Кроме того, 38 млн. рублей Белгосстрах заплатил за модернизацию всего лишь сарая (навеса) для дров размером 4 на 6 метров.
Серьезные претензии имеются к деятельности Белгосстраха по размещению рекламы в средствах массовой информации, которая осуществлялась с привлечением посредников. Например, рекламу в газетах и журналах, чьи редакции находятся в г. Минске, Белгосстрах размещал через индивидуального предпринимателя, в основном, выполнявшего курьерские обязанности, а вся необходимая рекламная информация разрабатывалась пятью сотрудниками отдела рекламы и маркетинга Белгосстраха. В 2007–2008 гг. за размещение рекламы в печатных СМИ «незаменимому» посреднику перечислено 152,5 млн. руб.
Белгосстрах и Белэксимгарант недостаточно занимаются развитием добровольных видов страхования, особенно страхованием имущественных интересов юридических лиц. На страховом рынке республики доля этих двух предприятий по добровольным видам страхования составила в 2008 году всего 32 процента, в I квартале 2009 г. — 34,7 процента. Например, по добровольным имущественным видам страхования (без учета страхования имущества граждан) в 2008 году Белгосстрах с численностью работников 5,9 тыс. человек собрал взносов меньше, чем негосударственная страховая компания, в которой работает 214 человек (соответственно 27,2 млрд. руб. и 36 млрд. руб.).
Несмотря на то, что одной из основных функций Белэксимгаранта является обеспечение страховой защиты и поддержка национальных экспортеров, данная организация, имеющая исключительное право на проведение страхования экспортных рисков с поддержкой государства, не оказывает отечественным производителям должного содействия. Объем принятой ответственности по таким договорам, заключенным в 2008 году, составил всего 0,16 процента от объема белорусского экспорта за прошлый год. За пять месяцев 2009 года Белэксимгарант застраховал менее 1 процента экспортируемой продукции.
Сегодня страхование экспортных рисков должно занимать не менее 50 процентов в деятельности Белэксимгаранта. Эта задача прописана в бизнес–плане организации, согласованном Министерством финансов. Однако на деле получается только 14,5 процента.
В обеих страховых организациях выявлены также нарушения порядка или условий страхования, перестрахования, осуществления страховых выплат, определения страховых взносов, заполнения, использования и выписки страховых полисов, установленных правил формирования страховых резервов и другие нарушения.
По результатам проверки привлечено к дисциплинарной ответственности 179 человек, к административной ответственности Белгосстрах на сумму 42,9 млн. руб., Белэксимгарант на сумму 26,3 млн. руб., а также 45 должностных лиц на сумму 17,7 млн. руб. Возбуждено 4 уголовных дела.
Обсудив материалы проверки, коллегия Комитета госконтроля указала на недостаточную работу Министерства финансов по контролю за деятельностью подчиненных государственных страховых организаций. Отмечены серьезные недостатки Белгосстраха и Белэксимгаранта в работе по соблюдению законодательства при использовании государственного имущества и денежных средств.
Комитетом госконтроля выработаны и будут внесены в Совет Министров конкретные предложения по подготовке проектов нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности страховой деятельности и защиту прав и интересов страхователей.