Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела результаты проверки двух крупных государственных страховых предприятий

21.08.2009
Коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела результаты проверки двух крупных государственных страховых предприятий
Вопросы деятельности страховых организаций Беларуси были вынесены на обсуждение коллегии Комитета государственного контроля неслучайно. Ранее КГК проверил работу и дал оценку деятельности Белорусскому бюро по транспортному страхованию и Белорусской национальной перестраховочной организации, где были выявлены серьезные упущения. По результатам проверок руководители этих страховых предприятий лишились своих должностей. В ходе проверки Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» и Белорусского республиканского унитарного предприятия экспортно–импортного страхования «Белэксимгарант» также установлены серьезные недостатки в работе, факты неэффективного и необоснованного использования денежных средств и государственного имущества, а также многочисленные нарушения законодательства. Из–за значительного, а порой и неправомерного роста затрат в целом по Белгосстраху сумма платежей в бюджет в 2008 году снизилась по сравнению с 2007 годом на 1,1 процента. При этом поступления страховых взносов увеличились на 44,8 процента. Такое же положение сложилось и в 2009 году. Установлено, что в 2008 году и I квартале 2009 года на выплату вознаграждения страховым агентам за заключение договоров страхования с юридическими лицами Белгосстрах израсходовал 2,7 млрд. рублей. Так, более 43 млн. руб. было выплачено 19–летнему страховому агенту (сестре замдиректора крупного столичного завода) за заключение договоров страхования с этим же заводом. Другому агенту (штатному работнику крупного совместного предприятия в г. Бресте) за заключение договоров страхования с данным предприятием заплачено свыше 22 млн. рублей. Эти данные позволяют утверждать, что фактические вознаграждения страховых агентов несоразмерны объему их работы и могут использоваться должностными лицами страхуемых организаций для получения имущественной выгоды. Выявлены факты неэффективного использования средств Белгосстраха при финансировании строительства и ремонта объектов, на что с 2007 года по апрель 2009 года израсходовано 12 млрд. руб. Так, в 2008 году Белгосстрах потратил 524,4 млн. рублей на строительство на территории базы отдыха «Сосновый бор» (Мядельский район) одноэтажного туалета с душевыми размером 13,5 на 6 метров (без учета работ по инженерным сетям и благоустройству), выполненного с использованием дорогостоящих импортных стройматериалов и сантехники. Строительство там же открытого теннисного корта с импортным травяным покрытием обошлось государственному страховому предприятию в 295 млн. рублей. Кроме того, 38 млн. рублей Белгосстрах заплатил за модернизацию всего лишь сарая (навеса) для дров размером 4 на 6 метров. Серьезные претензии имеются к деятельности Белгосстраха по размещению рекламы в средствах массовой информации, которая осуществлялась с привлечением посредников. Например, рекламу в газетах и журналах, чьи редакции находятся в г. Минске, Белгосстрах размещал через индивидуального предпринимателя, в основном, выполнявшего курьерские обязанности, а вся необходимая рекламная информация разрабатывалась пятью сотрудниками отдела рекламы и маркетинга Белгосстраха. В 2007–2008 гг. за размещение рекламы в печатных СМИ «незаменимому» посреднику перечислено 152,5 млн. руб. Белгосстрах и Белэксимгарант недостаточно занимаются развитием добровольных видов страхования, особенно страхованием имущественных интересов юридических лиц. На страховом рынке республики доля этих двух предприятий по добровольным видам страхования составила в 2008 году всего 32 процента, в I квартале 2009 г. — 34,7 процента. Например, по добровольным имущественным видам страхования (без учета страхования имущества граждан) в 2008 году Белгосстрах с численностью работников 5,9 тыс. человек собрал взносов меньше, чем негосударственная страховая компания, в которой работает 214 человек (соответственно 27,2 млрд. руб. и 36 млрд. руб.). Несмотря на то, что одной из основных функций Белэксимгаранта является обеспечение страховой защиты и поддержка национальных экспортеров, данная организация, имеющая исключительное право на проведение страхования экспортных рисков с поддержкой государства, не оказывает отечественным производителям должного содействия. Объем принятой ответственности по таким договорам, заключенным в 2008 году, составил всего 0,16 процента от объема белорусского экспорта за прошлый год. За пять месяцев 2009 года Белэксимгарант застраховал менее 1 процента экспортируемой продукции. Сегодня страхование экспортных рисков должно занимать не менее 50 процентов в деятельности Белэксимгаранта. Эта задача прописана в бизнес–плане организации, согласованном Министерством финансов. Однако на деле получается только 14,5 процента. В обеих страховых организациях выявлены также нарушения порядка или условий страхования, перестрахования, осуществления страховых выплат, определения страховых взносов, заполнения, использования и выписки страховых полисов, установленных правил формирования страховых резервов и другие нарушения. По результатам проверки привлечено к дисциплинарной ответственности 179 человек, к административной ответственности Белгосстрах на сумму 42,9 млн. руб., Белэксимгарант на сумму 26,3 млн. руб., а также 45 должностных лиц на сумму 17,7 млн. руб. Возбуждено 4 уголовных дела. Обсудив материалы проверки, коллегия Комитета госконтроля указала на недостаточную работу Министерства финансов по контролю за деятельностью подчиненных государственных страховых организаций. Отмечены серьезные недостатки Белгосстраха и Белэксимгаранта в работе по соблюдению законодательства при использовании государственного имущества и денежных средств. Комитетом госконтроля выработаны и будут внесены в Совет Министров конкретные предложения по подготовке проектов нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности страховой деятельности и защиту прав и интересов страхователей.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.