Главная / Медиа / Новости

Новости

27.04.2016

Многочисленные недостатки при обращении с отходами выявлены в ходе проверок ряда организаций ЖКХ Витебской области

Многочисленные недостатки при обращении с отходами выявлены в ходе проверок ряда организаций ЖКХ Витебской области
Комитетом госконтроля Витебской области на заседании коллегии рассмотрены результаты проверок отдельных организаций жилищно-коммунального хозяйства Витебской области по вопросам обращения с отходами и соблюдения бюджетного законодательства. 

В ходе заседания было отмечено, что при проведении проверок выявлены многочисленные нарушения и недостатки. Так, действующие в районах Витебщины дифференцированные нормативы образования отходов не соответствуют их фактическому образованию по объему, массе и плотности, работа по раздельному сбору вторичных материальных ресурсов должным образом не организована, меры по снижению затрат на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, по увеличению доходов не принимались, допускалось неэффективное использование техники и оборудования, приобретенных за счет средств ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов». 

Одной из причин сложившейся ситуации стало то, что местные органы власти, в компетенцию которых входит организация работы по удалению коммунальных отходов на соответствующих территориях, от решения данного вопроса самоустранились. 

Организациями жилищно-коммунального хозяйства ненадлежащим образом организован учет отходов, поступающих на полигоны. При расхождении между расчетным объемом образования отходов и их фактическим накоплением не вносились предложения в райисполкомы об их корректировке. 

Например, проверкой КУП «Оршанская спецавтобаза» установлено, что при расхождении между расчетным объемом образования отходов и их фактическим накоплением не производилась необходимая корректировка нормативов, чем нарушались Правила определения нормативов образования коммунальных отходов, утвержденных постановлением Минжилкомхоза и Минприроды от 27.06.2003 № 18/27. При этом собранные на протяжении 2013-2015 годов в Оршанском регионе твердые коммунальные отходы (ТКО) не соответствовали по массе дифференцированным нормативам образования. В результате предъявленные населению услуги превышали фактически оказанные в 2013 году в 1,5 раза, 2014 году – в 1,7 раза. 

Однако с 01.01.2015 Оршанский райисполком вместо снижения увеличил норматив образования ТКО по основному объекту образования – благоустроенным жилым зданиям. При этом расчет, согласно которому этот норматив был увеличен, выполнен с нарушением установленного порядка определения норматива. По массе замеры отходов не проводились и нормативы не определялись. Кроме того, по объему суточный среднегодовой норматив образования отходов на расчетную единицу был также определен с нарушением, что повлекло его завышение на 0,29 куб. метров. 

Нарушения порядка определения норматива образования отходов привело к завышению объемов оказанных услуг по сбору и вывозу ТКО на сумму 12,2 млрд. руб., а также к незаконному получению средств бюджета на сумму 6 млрд. руб. 

Исходя из утвержденных завышенных дифференцированных нормативов образования коммунальных отходов, спецавтобазой рассчитывалось количество специальной коммунальной техники и работников, определялся расход горюче-смазочных материалов и других затрат на санитарную очистку, разрабатывались транспортные схемы вывоза. По оценке Комитета госконтроля приведение количества транспортных средств в соответствие с фактическим накоплением отходов и обеспечение их эффективного использования позволит на треть сократить расходы на топливо, на 20% – расходы на оплату труда. При этом общее снижение затрат составит 18%. 

Нарушения порядка определения нормативов образования отходов выявлены также в организациях жилищно-коммунального хозяйства Дубровенского и Толочинского районов. 

В ходе заседания коллегии отмечена неудовлетворительная работа организаций жилищно-коммунального хозяйства по заготовке вторичных материальных ресурсов. 

Так, при должной организации раздельного сбора и сдачи вторичных материальных ресурсов КУП «Оршанская спецавтобаза» имело возможность получить в 2014 году дополнительный доход на сумму 3,6 млрд. руб., а за счет компенсации расходов по сбору и заготовке вторичных материальных ресурсов за счет ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» – на сумму 7,1 млрд. руб. 

Однако должным образом раздельный сбор отходов организован не был. Техника и оборудование, приобретенные для этих целей за счет средств ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (общей стоимостью свыше 2 млрд. руб.), использовались неэффективно. При недостаточной обеспеченности КУП «Оршанская спецавтобаза» контейнерами для раздельного сбора вторичных материальных ресурсов на момент проверки 187 контейнеров (треть от имевшихся в наличии) не были вовлечены в процесс сбора отходов. Приобретенный для сбора вторичных материальных ресурсов в сельских населенных пунктах мусоровоз фактически использовался для вывоза ТКО только с территории частного сектора г.Орши. Деятельность передвижного приемного пункта по сбору вторичных материальных ресурсов ограничивалась движением по одному маршруту в пределах г.Орши и не охватывала сельскую местность, г.Барань, а также ряд микрорайонов г.Орши. График движения систематически не соблюдался. 

В результате собранные объемы отходов (ПЭТ-бутылки) не смогли обеспечить загрузку линии сортировки раздельно собранных отходов стоимостью 865,8 млн. руб. За 2015 год на линии рассортировано и запрессовано 3% от заявленного в технико-экономическом обосновании годового объема загрузки. 

При отсутствии со стороны руководства КУП «Оршанская спецавтобаза» надлежащих мер по обеспечению раздельного сбора вторичных материальных ресурсов их значительная часть вывозилась на полигоны. В результате ненадлежащей организации раздельного сбора вторичных материальных ресурсов КУП «Оршанская спецавтобаза» несло непроизводительные расходы по их доставке на полигон, а затем по закупке собранных гражданами на полигоне вторичных материальных ресурсов. Так, за 2014 год и 9 месяцев 2015 года приемным пунктом приобретено 537 тонн вторичных материальных ресурсов, за которые гражданам выплачено 335,4 млн. руб. 

По итогам проверки коллегия Комитета госконтроля Витебской области поручила соответствующим государственным органам: изучить достоверность формирования дифференцированных нормативов образования коммунальных отходов в организациях ЖКХ и принять меры по обеспечению ими надлежащего учета объемов услуг по сбору и вывозу ТКО (объему, массе и средней плотности), разработать мероприятия по выполнению заданий по сбору и сдаче вторичных материальных ресурсов, в том числе путем повышения эффективности системы раздельного сбора твердых коммунальных отходов и по повышению заинтересованности граждан в раздельном сборе вторичных материальных ресурсов, принять дополнительные меры по увеличению охвата населения договорами на вывоз отходов. 

Исполнение постановления коллегии взято Комитетом госконтроля Витебской области на контроль.  

Все новости
Обратная связь
Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Сообщить о завышении цен на товары Сообщить о завышении цен
на товары
Сообщить о завышении цен на лекарства Сообщить о завышении цен
на лекарства
Скажи нет зарплате «в конверте» Скажи нет зарплате
«в конверте»
Интернет-портал Президента Республики Беларусь Интернет-портал Президента Республики Беларусь Правовой форум Беларуси Правовой форум Беларуси Национальный правовой интернет-портал Национальный правовой интернет-портал Биометрические документы Республики Беларусь Биометрические документы Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг