Главная / Медиа / Новости

Новости

19.03.2009

В Беллегпроме не проводится системный анализ ситуации в отрасли, нередко конкретные условия предоставления господдержки определяются формально

В Беллегпроме не проводится системный анализ ситуации в отрасли, нередко конкретные условия предоставления господдержки определяются формально
Коллегией Комитета госконтроля рассмотрены результаты проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных организациям концерна «Беллегпром» в качестве государственной поддержки, и выполнения условий ее оказания.  За 2007–2008 годы организациям Беллегпрома оказана господдержка на сумму 245,3 млрд. руб., основной объем которой составили бюджетные субсидии — 85,8 млрд. руб., отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по платежам в бюджет — 46,7 млрд. руб., снижение тарифов на энергоносители — 44,2 млрд. руб. Законодательством определены основные условия предоставления мер государственной поддержки — рост объемов производства и рентабельности. Однако в 2007 и 2008 годах концерном «Беллегпром» не выполнено задание по темпам роста объема производства, в 2008 году — задание по рентабельности реализованной продукции. Не выполнялись эти показатели и некоторыми предприятиями. В 2007 году из 31 проверенной организации концерна, получившей господдержку, показатели по темпам роста объема производства и рентабельности реализованной продукции выполнены лишь в 12 организациях. В ряде организаций Беллегпрома выполнение условий оказания господдержки обеспечивалось лишь благодаря систематической корректировке концерном показателей социально–экономического развития в сторону снижения. Так, для ОАО «Слонимская камвольно–прядильная фабрика» в начале 2007 года был доведен показатель по рентабельности реализованной продукции в размере 3%, а к концу года он был скорректирован до 0,1%. Фактически полученный показатель рентабельности реализованной продукции составил 0,7%. Подобная практика «достижения» доведенных показателей в концерне «Беллегпром» в 2008 году вообще приобрела массовый характер. В 2008 году из 31 проверенной организации выполнение показателей обеспечено 14 предприятиями, из них лишь 5 — выполнили задания без корректировок, а 9 предприятий «обеспечили» показатели только за счет корректировок. Например, ОАО «Камволь» на 2008 год было доведено задание по темпу роста объемов производства 111%, уточненное задание составило 80%, фактически достигнутый показатель — 80,2%. Корректировки данного показателя в сторону уменьшения производились также для ОАО «Ковры Бреста», РУПП «Гроднотекстиль», других предприятий. Всего в декабре 2008 г. концерном «Беллегпром» были скорректированы в сторону снижения задания 24 организациям отрасли — получателям государственной поддержки. Таким образом, показатели, выполнение которых являлось обязательным условием предоставления предприятиям господдержки, в 2007–2008 гг. с согласия концерна «Беллегпром» «подгонялись» под фактически полученные результаты. В концерне «Беллегпром» отсутствует системная работа по анализу ситуации в отрасли и перспективному планированию работы предприятий, имеет место формализм при определении концерном конкретных условий предоставления мер государственной поддержки. В ряде организаций действовало по несколько согласованных концерном «Беллегпром» бизнес–планов с различными показателями. Так, в 2007–2008 гг. на ОАО «Витебский комбинат шелковых тканей» имелось пять бизнес–планов, в РУП «Барановичское ПХО» с 2006 года по февраль 2008 г. — 10 бизнес–планов, в РУПТП «Оршанский льнокомбинат» в 2007–2008 гг. — шесть бизнес–планов. Концерном не обеспечено эффективное использование государственных средств, направленных предприятиям в качестве мер господдержки. За 2007 год организациями Беллегпрома из средств инновационного фонда концерна только 39,5% направлено на техническое переоснащение и обновление основных фондов. Остальная часть средств использована на пополнение собственных оборотных средств (50,1%) и на возмещение организациями расходов по уплате процентов за пользование кредитами (10,4%). За 2008 год на техническое переоснащение направлено 47,9% средств инновационного фонда. Например, в ОАО «Ковры Бреста» при износе активной части основных фондов более 90% на техническое переоснащение производства направлено только 5,7 млрд. руб., или 18% от оказанной в 2007–2008 гг. государственной поддержки в сумме около 32 млрд. руб. Из–за отсутствия в концерне должной организации работы по внедрению нового оборудования на ряде предприятий дорогостоящее импортное оборудование, закупленное с привлечением средств государственной поддержки, длительное время простаивало. Так, ОАО «Классика индустрии моды» из инновационного фонда концерна «Беллегпром» было выделено на безвозвратной основе 1,15 млрд. руб. на приобретение технологического оборудования, в том числе аппарата для крашения полотна (производства Германии) стоимостью 228,0 тыс. евро. Однако данный аппарат, поставленный на учет в июле 2008 г., введен в эксплуатацию лишь в январе 2009 г. С ноября 2006 г. по апрель 2007 г. ОАО «Лидская обувная фабрика» приобретено технологическое оборудование на сумму 2769 тыс. евро. Однако часть оборудования смонтирована и введена в эксплуатацию только в октябре 2007 г. Не обеспечено фабрикой и эффективное использование уже установленного оборудования. Несмотря на оказываемую со стороны государства поддержку, концерном «Беллегпром» не только не обеспечено выполнение организациями отрасли изначально установленных показателей, но и допущено снижение эффективности работы ряда предприятий (открытые акционерные общества «Камволь», «Классика индустрии моды», «БЕЛФА», ЗАО «Оршанская промышленно–торговая фирма «Свiтанак», РУП «Барановичское ПХО» и др.). Концерном не приняты должные меры по организации обеспечения предприятий отрасли сырьем и материалами, производимыми как организациями смежных министерств и концернов, так и внутри отрасли, что вынуждает ряд предприятий закупать сырье и материалы за рубежом. Так, из–за необеспеченности отечественным льноволокном РУП «Оршанский льнокомбинат» закупило в 2007–2008 гг. импортного сырья на сумму более 5 млн. дол. США. ОАО «Кожевник» и ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» из–за недостатка отечественного кожсырья вынуждены его импортировать. Беллегпромом не налажены взаимовыгодные производственные связи между организациями концерна, что приводит к невостребованности продукции отдельных предприятий на внутреннем рынке при одновременном увеличении импорта аналогичной продукции. Так, ОАО «Славянка» закупает материалы (подкладочные ткани и ткани для производства верха одежды) в Китае, Корее и Украине, хотя аналогичная продукция выпускается белорусскими ОАО «Моготекс» и ОАО «Камволь». В 2007 году ОАО «Славянка» по импорту было закуплено 41,8% материалов, используемых в процессе изготовления швейных изделий, в январе–сентябре 2008 г. — 48,6%. Коллегией принято к сведению, что по результатам проверок к административной ответственности привлечено 38 человек, оштрафованных на 19,6 млн. руб., в дисциплинарном порядке к ответственности привлечено 10 человек, оштрафовано 17 юридических лиц на общую сумму 637,1 млн. руб., материалы двух проверок направлены в правоохранительные органы для правовой оценки. Обсудив материалы проверки, коллегия КГК рекомендовала Правительству провести детальный анализ работы концерна «Беллегпром» по вопросам эффективности реализации мер государственной поддержки, оказываемой предприятиям отрасли, дать оценку действиям должностных лиц концерна, подведомственных ему предприятий, не обеспечившим эффективное использование средств господдержки, а также рассмотреть вопрос о привлечении виновных к ответственности, вплоть до освобождения от должностей.
Все новости
Обратная связь
Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Сообщить о завышении цен на товары Сообщить о завышении цен
на товары
Сообщить о завышении цен на лекарства Сообщить о завышении цен
на лекарства
Скажи нет зарплате «в конверте» Скажи нет зарплате
«в конверте»
Интернет-портал Президента Республики Беларусь Интернет-портал Президента Республики Беларусь Правовой форум Беларуси Правовой форум Беларуси Национальный правовой интернет-портал Национальный правовой интернет-портал Биометрические документы Республики Беларусь Биометрические документы Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг