Главная / Медиа / Новости

Новости

24.04.2008

Реализация конкретных предложений КГК позволит повысить эффективность выполнения программ импортозамещения, будет способствовать уменьшению зависимости республики от импорта

Реализация конкретных предложений КГК позволит повысить эффективность выполнения программ импортозамещения, будет способствовать уменьшению зависимости республики от импорта
На выездном заседании коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь (24 апреля 2008 г., г. Гомель) рассмотрена ситуация с импортными закупками в республике и меры, принимаемые облисполкомами, республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству, по их оптимизации и созданию импортозамещающих производств, направленных на уменьшение зависимости республики от импорта. Отмечено, что за 2007 год экспорт товаров и услуг увеличился на 124,3% к уровню 2006 г. при прогнозируемом приросте 113,2 — 114,5%, импорт товаров и услуг увеличился на 127,9 % к уровню 2006 года, превысив прогноз (108,5–109,5%) на 18,4%. Таким образом, в 2007 году не выполнены два из трех прогнозных показателей во внешней торговле: рост импорта товаров и услуг, а также сальдо внешней торговли. В 2007 году возрос импорт по всем группам товаров: промежуточным (сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты и др.) на 31,4 %, инвестиционным (оборудование, машины, механизмы, запчасти к ним) на 30,7 %, потребительским (продовольственным и непродовольственным) на 17,7 %. При этом ввоз ряда товаров не всегда оправдан, поскольку некоторые из них аналогичны продукции, выпускаемой в республике. Так, среди импортированных сельхозмашин и оборудования на сумму более 360 млн. дол. США — простейшие бороны зубовые, вилы, рыхлители, мотыги и т.д. Государственная политика импортозамещения реализуется Правительством через систему общеэкономических мер и конкретные импортозамещающие проекты, разрабатываемые в рамках Государственной, отраслевых и региональных программ импортозамещения. Однако программы импортозамещения не оказывают существенного влияния на уменьшение зависимости республики от импорта товаров. Координация вопросов импортозамещения и контроль за выполнением Государственной программы импортозамещения возложены на Министерство экономики, а разработка проектов об организации импортозамещающих производств в отрасли (регионе) — на министерства, подчиненные Правительству государственные организации, облисполкомы и Минский горисполком. Однако на этапе разработки проектов об организации импортозамещающих производств в отраслях и регионах их технико–экономическое обоснование прорабатывается слабо. Несмотря на то, что программы импортозамещения реализуются уже более десяти лет, контроль и анализ хода их реализации осуществляется не на должном уровне. В 2006 году из 566 проектов, включенных в Государственную, отраслевые и региональные программы импортозамещения, реализовано всего 204 проекта, в 2007 году из 558 проектов — 191. Доля производства импортозамещающей продукции в общем объеме промышленного производства составила в 2006 году только 5,8%, в 2007 году — 3,5%. Региональные программы импортозамещения не способствуют сокращению импорта посредством создания новых конкурентоспособных производств отечественных товаров. Выпуск продукции по реализованным в 2007 году проектам региональных программ в Брестской области составил менее 1% от объема импорта области, Витебской — 0,5%, Гомельской — 3,6%, Гродненской — 4%, Минской — 2,5%, Могилевской — 4,8%. Министерство промышленности недостаточно осуществляет оптимизацию импортных закупок и создание импортозамещающих производств на подведомственных предприятиях, не всегда оказывает экономическую поддержку импортозамещающим проектам, дающим реальную отдачу. Так, из–за невозможности привлечения инвестиций из Государственной программы импортозамещения на 2007 год исключен проект по реконструкции линии горячего оцинкования в барановичском ОАО «Агропромстроймаш». Вместе с тем это весьма важный проект, т.к. значительные объемы изделий, требующих оцинкования, для такой обработки вывозятся предприятиями республики в Россию и Украину. На многих крупных предприятиях Минпрома велика доля импортной составляющей при производстве продукции и крайне низки темпы ее снижения. В частности, РУП «Гомсельмаш», одним из крупнейших предприятий Минпрома, систематически не выполняется показатель по ограничению темпов роста импорта. На 01.01.2008 из 3770 позиций покупных комплектующих, используемых Гомсельмашем для производства сельхозтехники, 1893 — импортного производства. За 2000–2007 гг. предприятие заменило на отечественные комплектующие продукцию только по 61 позиции, ведет работы по замене еще лишь 33 видов импортируемых изделий. Проверка РУП «Гомсельмаш» показала, что существует потребность в создании современных импортозамещающих производств металлорукавов, гидроцилиндров, радиаторов, колесных дисков, резиновых уплотнений и др., освоение выпуска которых на предприятиях республики позволило бы только РУП «Гомсельмаш» ежегодно высвобождать более 8 млн. дол. Неудовлетворительно решается вопрос расширения номенклатуры и роста объемов выпуска подшипников в ОАО «Минский подшипниковый завод», где с 2000 года производственные объемы сократились в 2 раза. В 2007 году в республику импортировано 22,7 млн. подшипников на сумму 88,17 млн. дол. Минсельхозпродом решение проблем по оптимизации импортных закупок велось в основном в рамках реализации проектов отраслевой программы импортозамещения, при этом министерством не приняты меры по их безусловному выполнению. Министерство не координирует импортные закупки сельхозтехники (с целью их минимизации), машин и оборудования, средств защиты растений и консервантов. В 2007 году в республику импортировано сельхозмашин и оборудования на сумму 365,3 млн. дол. и в том числе ввозились техника и оборудование, аналогичные выпускаемым отечественными предприятиями. Например, производимые ОАО «Брестсельмаш» агрегаты для внесения минеральных удобрений дешевле импортных более чем в два раза и являются аналогами французских. Зерноуборочные комбайны «Полесье–10К» и «Полесье–1218» ПО «Гомсельмаш», которые по основным показателям не уступают импортным аналогам, дешевле их на 25–50%. В 2007 году в республику импортировались доильные установки производства Украины, Германии, Латвии, Швеции, аналогичные производимым ОАО «Гомельагрокомплект» и ГП «Экспериментальный завод» РУП «Научно–практический центр НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства». Минсельхозпродом не принимается должных мер по импортозамещению используемого подведомственными предприятиями сырья и материалов, производство которых возможно в республике. Проверки ОАО «Гомельхлебопродукт», РУПП «Гомельхлебпром» и ОАО «Новобелицкий КХП» показали, что ими используются в производстве импортные ротационные газовые печи, хлебопекарные формы и др. Данное оборудование и комплектующие изделия по информации Минпрома могли бы производиться на отечественных предприятиях. Недостаточно принимается мер по организации производства отдельных видов сельхозпродукции в необходимых объемах. В 2007 году импортировано 612,7 тыс. тонн белкового сырья (соевый и подсолнечный шроты, рыбная мука и другие продукты, используемые в кормлении животных) на сумму 156,6 млн. дол., хотя в республике имеется реальная возможность минимизировать закупки данной продукции за счет увеличения посевов многолетних бобовых трав и зернобобовых культур, а также рапса. На заседании коллегии КГК были отмечены недостатки в выполнении программ импортозамещения и по ряду других министерств и концернов, а также облисполкомов. Обсудив материалы проверки, коллегия постановила отметить недостаточность принятых Правительством мер по выходу на запланированные в 2007 году параметры во внешней торговле. Отмечена недостаточная работа облисполкомов, Мингорисполкома, республиканских органов госуправления, государственных организаций, подчиненных Правительству, не выполнивших в 2007 году: показатели по росту импорта — Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский облисполкомы, Мингорисполком, министерства промышленности, архитектуры и строительства, концерны «Беллесбумпром», «Белнефтехим» и «Белгоспищепром»; показатель по сальдо внешней торговли — Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Могилевский облисполкомы, Мингорисполком, Министерство архитектуры и строительства, концерны «Белнефтехим», «Беллегпром» и «Белгоспищепром». Совету Министров Республики Беларусь предложено рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности руководителей республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству, не выполнивших в 2007 году прогнозные показатели во внешней торговле. Коллегией внесены конкретные предложения, направленные на повышение эффективности выполнения программ импортозамещения, которые рекомендовано реализовать министерствам экономики, промышленности, сельского хозяйства и продовольствия, архитектуры и строительства, транспорта и коммуникаций, концернам «Белгоспищепром», «Беллегпром», «Белнефтехим», «Беллесбумпром», «Белнефтехим», «Белбиофарм», Национальной академии наук Беларуси, Министерству торговли, Белкоопсоюзу, облисполкомам и Минскому горисполкому.
Все новости
Обратная связь
Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Сообщить о завышении цен на товары Сообщить о завышении цен
на товары
Сообщить о завышении цен на лекарства Сообщить о завышении цен
на лекарства
Скажи нет зарплате «в конверте» Скажи нет зарплате
«в конверте»
Интернет-портал Президента Республики Беларусь Интернет-портал Президента Республики Беларусь Правовой форум Беларуси Правовой форум Беларуси Национальный правовой интернет-портал Национальный правовой интернет-портал Биометрические документы Республики Беларусь Биометрические документы Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг