Главная / Медиа / Новости

Новости

29.09.2009

На потребительском рынке Беларуси продается импортная продукция, не соответствующая требованиям отечественного законодательства

На потребительском рынке Беларуси продается импортная продукция, не соответствующая требованиям отечественного законодательства
Коллегия Комитета госконтроля рассмотрела результаты проверки соблюдения национального законодательства по качеству, безопасности, маркировке, комплектности и упаковке потребительских товаров иностранного производства при их реализации на внутреннем рынке. Отмечено, что, несмотря на значительное количество организаций, осуществляющих обязательную сертификацию (59 аккредитованных Госстандартом организаций), государственную гигиеническую регламентацию и регистрацию (24 организации Минздрава) и государственную санитарно–гигиеническую экспертизу (139 центров гигиены и эпидемиологии) товаров, внутренний рынок недостаточно защищен от поступления зарубежной продукции, не соответствующей национальному законодательству. Министерство торговли также ненадлежаще выполняет функции государственного контроля в области защиты прав потребителей (в частности, Минторг практически не препятствует реализации на внутреннем рынке товаров, не снабженных необходимой и достоверной информацией), а также государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов. С июня 2009 г. Комитет целенаправленно контролирует вопросы соблюдения требований законодательства по качеству, безопасности, маркировке, комплектности и упаковке при реализации импортных товаров, аналоги которых в достаточном объеме выпускаются отечественными производителями и по качеству не уступают зарубежным (пиво, соковая продукция, йогурты, иные продукты переработки молока, детское питание, кондитерские изделия, специи и др.). Выявлено, что из–за рубежа на внутренний рынок поступают товары, не отвечающие национальному законодательству Республики Беларусь по маркировке, комплектности и упаковке, с нарушениями требований по предоставлению потребителям полной и достоверной информации. Более того, уполномоченные органы Госстандарта и Минздрава признают эти товары соответствующими требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА) Республики Беларусь. О результатах проверок, проведенных в июне 2009 г., были проинформированы Правительство, Госстандарт и Минздрав, которым было предложено принять срочные меры для исправления ситуации. Однако и новыми проверками в сентябре т.г. Комитетом выявлены факты допуска на внутренний рынок импортной продукции, не соответствующей отечественному законодательству. Маркировка обследованных товаров по–прежнему не соответствует требованиям основного нормативного документа по предоставлению информации для потребителя — СТБ 1100–2007 «Пищевые продукты. Информация для потребителя. Общие требования», а также иным ТНПА, на соответствие которым заявителям (зарубежным изготовителям, импортерам) выданы сертификаты соответствия и удостоверения о государственной гигиенической регистрации. Как и ранее, широко распространены случаи несоблюдения требований по изложению информации об отличительных состояниях и специальной обработке продукта шрифтом высотой не менее 2 мм. Так, информация на товарах (в основном соках, йогуртах), произведенных некоторыми зарубежными компаниями, была представлена недопустимо мелким шрифтом, а в отдельных случаях и вовсе нечитаема. Органы по сертификации вместо предъявления обоснованных требований к зарубежным изготовителям по маркировке поставляемой в нашу страну продукции в соответствии с нормами белорусского законодательства, разрешают зарубежным изготовителям и/или импортерам перемаркировывать (дополнительно стикеровать) ввезенную продукцию. Причем стикерование, проводимое в целях соблюдения отечественного законодательства, иногда даже исключает наименование товара, данное зарубежным изготовителем. В то же время информация о наименовании продукта согласно требованиям национального законодательства должна быть понятна потребителю и соответствовать терминам, применяемым в государственных стандартах Республики Беларусь, и не вводить потребителя в заблуждение. К примеру, на потребительских упаковках реализуемого в торговых объектах Беларуси одного из нектаров иностранного производства производителем нанесена промышленным способом минимальная массовая доля фруктового пюре в размере 45% и указана неполная информация о пищевой ценности продукта (есть только углеводы, отсутствуют жиры, в том числе насыщенные жирные кислоты, клетчатка, натрий, белки). Таким образом, налицо — нарушение действующего белорусского стандарта. При дополнительном стикеровании на данном нектаре уже указана другая информация о минимальной массовой доле фруктовой части (в размере 50%, как того требует национальное законодательство) и пищевая ценность продукта с указанием недостающих показателей. Прочитав обе маркировки (они предоставлены на государственном языке Республики Беларусь), потребитель оказывается дезориентированным: какой информации доверять? И это далеко не единичный пример предоставления потребителям информации о минимальной доле фруктовой части в импортированных фруктовых нектарах ниже установленного стандартом минимального уровня. На потребительской упаковке товара в нарушение установленных требований наличествует специальная информация рекламного характера, а также информация о специальных питательных свойствах, лечебном, диетическом или профилактическом назначении продукта при отсутствии у импортеров подтверждения данной информации органами Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Выявлены факты повсеместного наличия в розничной торговой сети фасованных импортных товаров, упаковочные единицы которых не соответствуют требованиям национального законодательства. Так, при норме не менее 70% от вместимости упаковки фактическое содержимое упаковочных единиц обследованных наборов импортных конфет не превысило 44%, пищевых приправ — 58%. Установлены также неуказание условий хранения после вскрытия упаковки продукта (в частности, стерилизованного молока), неуказание функционального класса пищевых добавок, используемых в составе продукта, несоблюдение требований по дополнительной маркировке пищевых добавок и др. По результатам проверок, проведенных Комитетом госконтроля только в сентябре 2009 г. по всей территории республики, запрещена розничная продажа потребительских товаров иностранного производства, не соответствующих требованиям законодательства по маркировке, комплектности и упаковке, на общую сумму 102 млн. руб. Рассмотрев материалы проверки, коллегия КГК выработала конкретные предложения, направленные на защиту внутреннего рынка от поступления на него товаров, не соответствующих национальному законодательству, создание равных условий для отечественных и зарубежных производителей. Коллегия предложила Правительству, Госстандарту, Минздраву и Минторгу привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, не обеспечивших надлежащий контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности законодательства в области обеспечения качества и безопасности реализуемых на внутреннем рынке потребительских товаров иностранного происхождения, а также навести порядок при обороте этих товаров в соответствии с требованиями белорусского законодательства.
Все новости
Обратная связь
Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Сообщить о завышении цен на товары Сообщить о завышении цен
на товары
Сообщить о завышении цен на лекарства Сообщить о завышении цен
на лекарства
Скажи нет зарплате «в конверте» Скажи нет зарплате
«в конверте»
Интернет-портал Президента Республики Беларусь Интернет-портал Президента Республики Беларусь Правовой форум Беларуси Правовой форум Беларуси Национальный правовой интернет-портал Национальный правовой интернет-портал Биометрические документы Республики Беларусь Биометрические документы Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг