Главная / Медиа / Новости

Новости

10.04.2010

Коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела результаты анализа и оценки целевого и эффективного использования государственных средств, направленных на реализацию Программы развития масложировой отрасли Республики Беларусь на 2007-2010 годы

Коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела результаты анализа и оценки целевого и эффективного использования государственных средств, направленных на реализацию Программы развития масложировой отрасли Республики Беларусь на 2007-2010 годы
На реализацию мероприятий Программы развития масложировой отрасли Республики Беларусь на 2007–2010 годы планировалось направить 514 млрд. руб., однако на сегодняшний день в отрасль инвестировано лишь 80 млрд. руб. В результате многие программные мероприятия не реализованы, из–за чего, к примеру, большая часть растительного масла по–прежнему ввозится из–за рубежа. Проверки Комитета госконтроля показали, что остались не выполнены две основные задачи Программы развития масложировой отрасли, которые предполагали самообеспечение республики рапсовым маслом (и, следовательно, сокращение импорта масложировой продукции) и наращивание производственных мощностей. Так, Программой предполагалось, что производственные мощности организаций маслодобывающей подотрасли к началу 2010 года составят 690,8 тыс. тонн (фактически составили 615,8 тыс. тонн), организаций маслоперерабатывающей подотрасли по производству масла растительного бутилированного — 74,3 тыс. тонн (фактически составили только 37,5 тыс. тонн). Более того, в ходе проверок Комитет госконтроля выявил, что даже имеющиеся мощности не были в полной мере задействованы в производственном процессе. Например, мощности ОАО «Минский маргариновый завод» по производству маргариновой продукции в 2009 году были загружены лишь на 21,4%, по производству масла растительного — на 19%, производству майонезной продукции — на 55%. В результате только за 2009 год в страну было ввезено 10,3 тыс. тонн маргарина и 115,2 тыс. тонн растительного масла на сумму свыше 120 млн. дол. США. Установлено неэффективное использование средств на сумму 8,833 млрд. руб., нецелевое использование средств на 974 млн. руб., выявлены факты простоя и неполной загрузки технологического оборудования, использования с нарушением законодательства денежных средств и имущества, необоснованного посредничества при реализации предприятиями собственной продукции. Например, установлены факты неэффективного вложения средств ОАО «Гомельский жировой комбинат». Предприятие в 2008 г. заключило договор с частной иностранной структурой на поставку пресса для прессования маслосемян рапса стоимостью 1,1 млрд. руб. Проверка показала, что активы данной коммерческой структуры на начало 2008 г. составляли всего лишь 724 млн. руб., в т.ч. 29 млн. руб. на расчетном счете. Тем не менее, с данной компанией был заключен договор, а комбинат вместо 30% предоплаты перечислил этому поставщику 85% стоимости оборудования (942,6 млн. руб.), не обеспеченные гарантией возврата. В декабре 2008 г. при наладке полученного оборудования, выяснилось, что оно не соответствует техническим характеристикам и его невозможно использовать по назначению. Однако и вернуть оплаченные средства в настоящее время невозможно, так как данная коммерческая структура финансово–хозяйственную деятельность уже не осуществляет, покинул пределы страны и директор предприятия. Предприятиями концерна неэффективно используются имеющиеся технологические мощности. К примеру, загруженность линии розлива растительного масла в ПЭТ–тару (стоимостью 608,4 млн. руб.) на Гомельском жировом комбинате составляет всего 45%. Здесь же лишь наполовину загружены вакуумно–гомогенизирующая установка (для производства вязких продуктов: кетчупа, горчицы, соусов) стоимостью 920 млн. руб. и автомат расфасовки майонеза в упаковку, закупленный за 1,3 млрд. руб. Факты неэффективного использования денежных средств установлены и на других предприятиях отрасли. К примеру, ОАО «Минский маргариновый завод» в течение двух лет не эксплуатирует холодильную установку для охлаждения жидкостей стоимостью 158 млн. руб., до настоящего времени не смонтирована линия рафинации и винтеризации растительного масла стоимостью 2,387 млрд. руб., приобретенная еще в 2007 году. Комитетом госконтроля установлены факты необоснованного посредничества. Так, ОАО «Рапс» в декабре 2008 г. реализовало 1 тыс. тонн рапсового масла в адрес предприятия, одним из учредителей которого является ОАО «Рапс», по ценам ниже себестоимости на сумму 545,4 млн. руб. В дальнейшем это масло было продано на экспорт через посреднические структуры. В результате ОАО «Рапс» недополучило выручки в размере 518,2 млн. руб., а две посреднические структуры от реализации рапсового масла, приобретенного у ОАО «Рапс», получило доход практически без каких–либо затрат (за счет переоформления документов) на сумму 442,7 млн. руб. и 75,5 млн. руб. Рассмотрев данный вопрос, коллегия Комитета госконтроля констатировала, что концерном «Белгоспищепром» не выработана единая и четкая стратегия развития предприятий, входящих в масложировую отрасль республики. Концерн до настоящего времени не определился со стратегией развития масложировой отрасли, в результате чего в отрасли отсутствует как четкая специализация по направлениям производства, так и новые мощности по производству масла. Находится под угрозой срыва выполнение в 2010 году первой из основных задач Программы по самообеспечению республики маслом рапсовым. Коллегия предложила Совету Министров и облисполкомам рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ряда должностных лиц Министерства сельского хозяйства и продовольствия, концерна «Белгоспищепром», облисполкомов. Кроме того, предложены конкретные меры по повышению технологического уровня и конкурентоспособности выпускаемой продукции, в том числе по переоснащению и модернизации производств, повышению качества подготовки инвестиционных проектов, снижению затрат на производство, развитию товаропроводящих сетей, существенному сокращению непрофильных производств.
Все новости
Обратная связь
Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Сообщить о завышении цен на товары Сообщить о завышении цен
на товары
Сообщить о завышении цен на лекарства Сообщить о завышении цен
на лекарства
Скажи нет зарплате «в конверте» Скажи нет зарплате
«в конверте»
Интернет-портал Президента Республики Беларусь Интернет-портал Президента Республики Беларусь Правовой форум Беларуси Правовой форум Беларуси Национальный правовой интернет-портал Национальный правовой интернет-портал Биометрические документы Республики Беларусь Биометрические документы Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг