Главная / Медиа / Новости

Новости

15.06.2009

Коллегией КГК рассмотрены результаты проверки цен на построенное жилье в г. Минске и в других регионах

Коллегией КГК рассмотрены результаты проверки цен на построенное жилье в г. Минске и в других регионах
 Коллегией Комитета госконтроля рассмотрены результаты проверки цен на построенное жилье в г. Минске и в других регионах, а также соблюдения нормативных сроков его строительства.  Отмечено, что темпы роста стоимости жилья в последнее время увеличились. За 2008 год средняя стоимость 1 кв. метра общей площади квартир в жилых домах, построенных за счет всех источников финансирования (без индивидуальных застройщиков), составила 1264 тыс. руб., что на 20% выше, чем в 2007 году. По сравнению с уровнем 2008 года за первый квартал 2009 года стоимость строительства 1 кв. метра общей площади жилья, построенного для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, во введенных в эксплуатацию в городах многоквартирных жилых домах уже возросла на 11,9%, составив 1212 тыс. руб. На удорожание стоимости строительства жилых домов, прежде всего, повлияло принятие ряда решений по изменению порядка корректировки договорной цены при строительстве объектов, включению в его стоимость отдельных видов затрат подрядных организаций. Также росту стоимости строительства жилья способствовал рост зарплаты работников строительной отрасли. Некоторые из принятых решений оказались не вполне продуманными, что в ряде случаев привело к необоснованному увеличению стоимости жилых домов. Так, с 01.09.2008 Правительством разрешено с согласия заказчиков корректировать договорную цену при строительстве объектов в случае изменения стоимости материалов, изделий, конструкций по сравнению с учтенной в договорной цене. При этом Минстройархитектуры разъяснило строительным организациям, что корректировка цены может осуществляться по начатым строительством объектам при внесении соответствующих изменений в договор строительного подряда. В связи с этим многие подрядчики предъявили заказчикам к оплате компенсацию фактической стоимости материалов по работам, выполненным до 1 сентября 2008 г. В результате стоимость строительства жилья значительно подорожала. Впрочем, регулирующий возникшую проблему нормативный правовой акт, несмотря на имеющиеся поручения, до сих пор так и не принят. Принятие Правительством и Минстройархитектуры этих и других решений значительно повлияло на рост как сметной, так и фактической стоимости строительства жилых домов. Например, в г. Пинске в период возведения 79–квартирного жилого дома сметная стоимость строительства возросла на 13,3%, в г. Бресте при строительстве 90–квартирного дома — на 14,5%, в г. Гродно при строительстве 102–квартирного дома — на 15,4%. Несогласованность некоторых решений по начислению заработной платы и разъяснений к ним, принятых Минстройархитектуры, привела к тому, что отдельные подрядные организации с выгодой для себя воспользовались этой ситуацией. Так, минское ОАО «Стройтрест № 35» (подрядчик), строящее в столице жилой дом по ул. Выготского, в сентябре и ноябре 2008 г. не обеспечило выполнение строительно–монтажных работ в соответствии с графиком, однако, при расчете зарплаты рабочих использовало повышающий коэффициент 1,44. Из–за таких неправомерных действий контрактная стоимость объекта увеличилась на 76,6 млн. руб. В последнее время Минстройархитектуры принят ряд мер по снижению стоимости строительства жилья. Так, с 1 марта 2009 г. на 10% снижены отпускные цены на цемент и щебень, в среднем на 6% — на железобетонные изделия и конструкции, бетонные изделия и товарные смеси. По расчетам министерства, в целом по стране за счет снижения цен на стройматериалы стоимость строительства жилья уменьшится на 2,5–3%. Существенно влияют на завышение стоимости строительства жилья факты несоблюдения подрядчиками требований проектной документации, приписок объемов работ, неправильного применения расценок, завышения стоимости материалов и необоснованного включения в расчетные документы размеров лимитированных затрат. Кроме того, на завышение стоимости строительно–монтажных работ влияют и ошибки проектных организаций. Например, при строительстве жилого дома в микрорайоне «Сокол» в г. Минске завышение договорной цены составило 1372 млн. рублей. При этом завышение стоимости работ произошло по вине как проектировщика (ООО «Сентград»), так и подрядчика (ОАО «МАПИД»). Более того, Беларусбанк при проведении контрольных обмеров по данному объекту дополнительно выявил завышение договорной цены на сумму 3293 млн. рублей. Также установлено, что ОАО «МАПИД» на 386,2 млн. руб. завысило стоимость выполненных работ при строительстве жилого дома в микрорайоне Сухарево–5. Завышению стоимости строительства жилых домов способствует отсутствие прав по контролю со стороны организаций–застройщиков (включая ЖСК) за ходом строительства и его стоимостью в случае передачи функций заказчика другим организациям (в основном коммунальным предприятиям по капитальному строительству). Например, ЖСК «Октябрьский» при строительстве жилого дома в микрорайоне «Сокол» передал функции заказчика УКСу Октябрьского района г. Минска. Договором предусмотрено, что ЖСК имеет право только осуществлять контроль за своевременностью и качеством оказания УКСом услуг, а других прав кооператива договором не предусмотрено. Это способствовало тому, что заказчиком были необоснованно включены различные затраты (за разъездной характер работ, перевозку рабочих и др.) на общую сумму 1,15 млрд. руб. В ходе проверки эти затраты исключены из расчета стоимости квартир указанного дома. Права организаций–застройщиков в части контроля за ходом строительства жилых домов и их стоимостью практически сведены к нулю: они не могут получить информацию об уровне сформированных цен, их изменении, правильности расчетов с подрядчиками и т.д. Проблемы в регулировании взаимоотношений между заказчиками по строительству жилых домов и организациями застройщиков, а также между организацией застройщиков и ее членами по вопросам формирования цен на строительство жилья вызывают многочисленные обращения граждан в различные инстанции, включая Комитет госконтроля. Участниками строительства многоквартирных жилых домов во многих случаях не соблюдаются нормативные сроки строительства. Так, на срок от полумесяца до года превышена нормативная продолжительность строительства 21 жилого дома, построенного с господдержкой в Брестской области (из 38 жилых домов), введенных в эксплуатацию во втором полугодии 2008 г. и в январе–феврале 2009 года. Другой пример. Осуществляемое с господдержкой строительство 40–квартирного жилого дома в г. Борисове продолжалось 23 месяца вместо предусмотренных семи месяцев. Стремясь любой ценой отчитаться о выполнении доведенных заданий по строительству жилья, отдельные заказчики осуществляют незаконную приемку в эксплуатацию жилых домов. Так, без положительного заключения органов Госстройнадзора в 2008 году приняты в эксплуатацию многоквартирные жилые дома в Гомеле, Глубоком и других населенных пунктах. В декабре 2008 г. был принят в эксплуатацию первый этап 140–квартирного жилого дома по ул. Выготского в г. Минске (заказчик — УКС Центрального района столицы), хотя приемка в эксплуатацию отдельных этапов строительства не предусмотрена. Более того, акт приемки не был подписан председателем ЖСК. Однако Минский горисполком принял к сведению информацию о том, что указанный объект принят в эксплуатацию, и поручил заказчику передать его в установленном порядке ЖСК. Вместе с тем строительство данного дома продолжается до настоящего времени. По требованию Комитета госконтроля этот жилой дом в мае 2009 г. снят с ввода в эксплуатацию. Несмотря на приписки, задание по вводу в эксплуатацию жилья на 2008 год в г. Минске было сорвано: при доведенном Правительством задании в размере 1229 тыс. кв. метров жилья введено в эксплуатацию 1156,5 тыс. кв. метров общей площади квартир (94,1%). Вероятность срыва в г. Минске установленных заданий по вводу в эксплуатацию жилья сохраняется и в 2009 году. Если в целом по республике за январь–апрель 2009 г. введено в эксплуатацию 1495,3 тыс. кв. м общей площади квартир, или 24,9% от годового задания, то в г. Минске — только 215,6 тыс. кв. м (15,4%). О результатах проверки доложено Главе государства, который поручил Совету Министров, облисполкомам и Минскому горисполкому принять меры по устранению нарушений законодательства, выявленных Комитетом госконтроля, привлечь к ответственности виновных должностных лиц, а также проработать предложения Комитета госконтроля об удешевлении стоимости строительства жилья, сокращении сроков его возведения и внести проект решения Главы государства. Коллегия предложила Совету Министров: внести изменения в Положение об организациях застройщиков (ЖСК) в части предоставления им прав по контролю за ходом строительства жилых домов, его стоимостью в случаях передачи функций заказчика по строительству жилых домов другим организациям; разработать и утвердить типовой устав организации застройщиков, а также типовой договор на передачу функций заказчика по строительству жилья организациями застройщиков другим организациям, предусмотрев в них ответственность заказчиков перед организациями застройщиков за завышение стоимости строительных работ. Ряд существенных предложений коллегия Комитета госконтроля адресовала Министерству архитектуры и строительства. Облисполкомам и Минскому горисполкому рекомендовано привлечь к дисциплинарной ответственности конкретных должностных лиц, допустивших завышение стоимости и другие нарушения при строительстве жилых домов и приемке их в эксплуатацию.
Все новости
Обратная связь
Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Сообщить о завышении цен на товары Сообщить о завышении цен
на товары
Сообщить о завышении цен на лекарства Сообщить о завышении цен
на лекарства
Скажи нет зарплате «в конверте» Скажи нет зарплате
«в конверте»
Интернет-портал Президента Республики Беларусь Интернет-портал Президента Республики Беларусь Правовой форум Беларуси Правовой форум Беларуси Национальный правовой интернет-портал Национальный правовой интернет-портал Биометрические документы Республики Беларусь Биометрические документы Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг