Главная / Медиа / Новости

Новости

09.04.2010

Коллегией КГК проанализирована эффективность работы органов госуправления по упорядочению деятельности субъектов хозяйствования, оказывающих населению услуги автосервиса и реализующих автозапчасти

Коллегией КГК проанализирована эффективность работы органов госуправления по упорядочению деятельности субъектов хозяйствования, оказывающих населению услуги автосервиса и реализующих автозапчасти
Коллегией Комитета госконтроля рассмотрены результаты оценки эффективности принимаемых органами государственного управления мер по упорядочению деятельности субъектов хозяйствования, оказывающих населению услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также осуществляющих торговлю запасными частями к автомобилям. Отмечено, что в сферах автосервиса и реализации автозапчастей имеют место серьезные нарушения, ставшие следствием бесконтрольного отношения к этим сферам заинтересованных органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов. В республике спрос на услуги автосервиса (на 01.01.2010 зарегистрировано 2,95 млн. автотранспортных средств, принадлежащих индивидуальным владельцам) обеспечивают более 3000 станций технического обслуживания (СТО). В 2009 году через все каналы реализации оказано услуг автосервиса на сумму 525,6 млрд. руб. (рост к 2008 году в сопоставимых ценах — 116,7%). По сравнению с 2006 годом в 2009 году объем услуг автосервиса возрос почти в 2 раза (в сопоставимых ценах). Розничную торговлю автозапчастями в 2009 году осуществляли более 2000 субъектов предпринимательской деятельности, которые продавали товары на рынках и в торговых центрах. При проверках 135 субъектов хозяйствования, оказывающих услуги автосервиса, и 272 субъектов, реализующих автозапчасти, нарушения вскрыты повсеместно. Например, факты нелегальной работы СТО и, таким образом, уклонения от налогообложения выявлены при проверке строительно–торгового ОДО «Латэкс» (г. Гродно), которое оказывало услуги автосервиса без сертификата соответствия, кассового суммирующего аппарата, книги кассира–операциониста, бланков первичных учетных документов. В течение четырех лет ТЧУП «Рэмтрейд» (г. Минск) оказывало услуги автосервиса без сертификата соответствия, работники СТО в штате не состояли, кассовый аппарат отсутствовал. Массовым явлением в сфере автосервиса стало «теневое» оказание услуг (без оформления необходимых учетных документов или с неправомерным их использованием, занижение в заказ–нарядах стоимости работ) и, следовательно, сокрытие выручки. Так, на СТО ООО «БелСахель» (г. Минск) выявлены 952 незарегистрированные заявки на оказание услуг, на ЧУП «Станция технического обслуживания «Олимп» (г. Минск) — 248 незарегистрированных заявок, в ООО «ТрансмасикСервис» (г. Минск) из принятых 115 заявок отражены в учете только две заявки. Деньги, полученные от заказчиков, проводятся субъектами хозяйствования через кассовые аппараты в минимальном размере. На СТО ЧП «ФортунаДасто» (г. Минск) кассовый аппарат не включался 27 дней подряд, на СТО ОДО «Автогалс–2007» (г. Минск) за 7 месяцев 2009 г. кассовый аппарат использовали для оприходования выручки всего за 6 заказов. Каждый третий субъект хозяйствования оказывал услуги автосервиса без сертификатов соответствия, что не просто не гарантирует качество услуг, их безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, но и является прямой предпосылкой организации нелегальной деятельности СТО. Так, без сертификата соответствия 16 месяцев оказывало услуги автосервиса ОДО «ЮАН–Сервис» (г. Гродно), 2 года — ОАО «Станция технического обслуживания № 2» (г. Гродно), 7 месяцев — ОДО «Инжавтосервис» (г. Витебск). У всех проверенных субъектов выявлены нарушения Правил бытового обслуживания потребителей, требований технических нормативных правовых актов, законодательства о бухгалтерском учете, ценообразовании, государственной статистике, нарушения санитарных правил и норм, и др. По материалам проверок в сфере автосервиса возбуждено 9 уголовных дел, к административной ответственности привлечено 148 должностных лиц на сумму 68,1 млн. руб., 89 юридических лиц на 518,4 млн. руб., к дисциплинарной ответственности привлечено 30 человек, вынесено 22 предписания о запрете оказания услуг, судами принято 4 решения о конфискации товаров на сумму 16,6 млн. руб. и 3 решения о конфискации выручки на сумму 15,1 млн. руб. По оценке КГК, в «теневом» обороте находится более 50 процентов объема услуг автосервиса, оказываемых юридическими лицами, потери бюджета в 2009 году из–за сокрытия выручки и неуплаты налогов и сборов составили около 55 млрд. руб. В ходе проверок субъектов, осуществляющих розничную торговлю автозапчастями, выявлялись факты нелегальных оптовых поставок запчастей с последующей их легализацией. Так, проверка ПТЧУП «АРЕНАСАВТО» (г. Минск) показала, что в 2009 году, согласно представленным документам, поставки автозапчастей данному предприятию осуществляли 6 субъектов хозяйствования. Установлено, что «руководители» этих субъектов фактически никакого участия в их деятельности не принимали, договоров с УП «АРЕНАСАВТО» не заключали, товаров ему не поставляли. Реализация автозапчастей с использованием лжепредпринимательских структур получила массовое распространение, в результате после каждой пятой проверки в этой сфере возбуждено уголовное дело (по фактам незаконной предпринимательской деятельности, уклонения от уплаты сумм налогов и сборов). У всех проверенных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, торгующих запчастями, выявлены и другие нарушения (отсутствие документов, подтверждающих безопасность и качество товара, несоблюдение налогового законодательства и др.). Кроме того, повсеместно выявлялись нарушения Правил осуществления розничной торговли (несоблюдение ассортиментных перечней и режима работы, непредставление потребителям информации о товарах и продавцах, отсутствие ценников на товары и их ненадлежащее оформление и т.д.). По материалам проверок в сфере реализации автозапчастей возбуждено 49 уголовных дел, к административной ответственности привлечено 132 должностных лица на сумму 31 млн. руб., 85 юридических лиц на сумму 451 млн. руб., вынесено 24 предписания о запрете реализации запчастей, судами принято 24 решения о конфискации товаров на сумму 888 млн. руб. и одно решение о конфискации выручки на сумму 196,2 млн. руб. Многочисленные нарушения, выявленные в сферах автосервиса и реализации автозапчастей, свидетельствуют о том, что в данных сегментах потребительского рынка надлежащий порядок отсутствует. В результате субъекты хозяйствования самостоятельно «либерализовали» ведение хозяйственной деятельности, у многих сформировалось ощущение безнаказанности за допускаемые нарушения. Проверка показала, что меры, принимаемые органами госуправления по упорядочению предпринимательской деятельности в сфере автосервиса и реализации автозапчастей, являются неэффективными. Действующие Правила бытового обслуживания потребителей, Правила розничной торговли и Правила торговли на рынках Республики Беларусь требуют совершенствования, так как не содержат максимально исчерпывающих условий по всему комплексу предоставляемых услуг, особенно в части новых, налогоёмких, востребованных услуг (в т.ч. услуг автосервиса, а также реализации автозапчастей). Вместе с тем Минторгом не принималось нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оказания услуг автосервиса и реализации автозапчастей. Утвержденный Государственным комитетом по стандартизации в октябре 2009 г. Порядок сертификации работ (услуг) по обслуживанию транспортных средств неконкретен в части взаимодействия аккредитованных органов по сертификации услуг автосервиса с местными исполнительными и распорядительными органами. Со стороны Госстандарта имеют место упущения по контролю за деятельностью аккредитованных органов по сертификации услуг автосервиса. В ходе проверок выявлены случаи, когда органы по сертификации услуг автосервиса допускали формализм при выдаче сертификатов соответствия, не соблюдали сроки проведения инспекционного контроля субъектов хозяйствования. Такие нарушения, например, допущены РУП БелНИИТ «Транстехника», РУП «Гомельский центр стандартизации, метрологии, сертификации», РУП «Гродненский центр стандартизации, метрологии и сертификации». Следует указать на непоследовательность действий Министерства транспорта и коммуникаций при разработке и принятии Технического кодекса «Обслуживание транспортных средств. Порядок проведения». Так, из–за предоставления права оказания услуг автосервиса в присутствии заказчика на основании его устной заявки без оформления подтверждающего документа субъекты хозяйствования получили возможность беспрепятственно выводить в «теневой» оборот значительные суммы денежных средств. Формализм при проведении санитарно–гигиенической экспертизы СТО проявляют и органы Министерства здравоохранения, выдающие положительные заключения о санитарном состоянии станций техобслуживания без проведения экспертизы и при наличии явных нарушений (например, такое заключение было выдано СТО ЧУП «Станция технического обслуживания «Олимп» государственным учреждением «23 санитарно–эпидемиологический центр Вооруженных сил Республики Беларусь»). Требует совершенствования порядок заполнения заказ–наряда формы ЗН–1, утвержденный приказом Министерства финансов от 30.09.1999. Заполнение заказа–наряда формы ЗН–1 в установленном порядке (в момент сдачи автомобиля в ремонт с указанием заявленных видов услуг и их стоимости) позволяет субъектам хозяйствования при проведении (по согласованию с заказчиком) дополнительных видов работ не учитывать их в заказе–наряде и, соответственно, утаивать выручку. До настоящего времени в республике нет обязательного технического нормативного правового акта, определяющего архитектурно–строительные и инженерные требования к СТО, что является недоработкой Министерства архитектуры и строительства. Необходимо также указать на недостаточность мер, принимаемых МВД, Министерством по налогам и сборам и Министерством по чрезвычайным ситуациям по контролю за деятельностью субъектов хозяйствования, оказывающих услуги автосервиса. С целью наведения должного порядка в сфере оказания высокодоходных услуг потребителям, включая услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, и реализации автозапчастей коллегия Комитета госконтроля рекомендовала: Совету Министров: привлечь к ответственности должностных лиц Министерства торговли, ГО «БелБыт», местных исполнительных и распорядительных органов за бесконтрольность и попустительство, непринятие мер по наведению порядка в сферах оказания услуг автосервиса и реализации автозапчастей; совместно с заинтересованными республиканскими органами госуправления, облисполкомами и Минским горисполкомом детально проанализировать ситуацию с оказанием населению рентабельных (высокодоходных) услуг (включая услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств), реализации автозапчастей и принять исчерпывающие меры организационно–экономического характера по совершенствованию системы оказания этих услуг потребителям; рассмотреть вопрос о внесении изменений в ряд законодательных актов. Также даны конкретные поручения, направленные на исправление ситуации в сфере оказания услуг автосервиса и реализации автозапчастей, Государственному комитету по стандартизации, Министерству транспорта и коммуникаций, Министерству архитектуры и строительства, Министерству торговли, облисполкомам, Минскому горисполкому.
Все новости
Обратная связь
Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Сообщить о завышении цен на товары Сообщить о завышении цен
на товары
Сообщить о завышении цен на лекарства Сообщить о завышении цен
на лекарства
Скажи нет зарплате «в конверте» Скажи нет зарплате
«в конверте»
Интернет-портал Президента Республики Беларусь Интернет-портал Президента Республики Беларусь Правовой форум Беларуси Правовой форум Беларуси Национальный правовой интернет-портал Национальный правовой интернет-портал Биометрические документы Республики Беларусь Биометрические документы Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг