Главная / Медиа / Новости

Новости

20.03.2009

Государственная собственность должна сдаваться в аренду с пользой для государства

Государственная собственность должна сдаваться в аренду с пользой для государства
 На заседании коллегии Комитета госконтроля рассмотрены результаты проверки соблюдения законодательства при предоставлении в аренду (субаренду) государственного имущества и его использовании арендаторами, проведенной в 2008 году в организациях, подчиненных Минпрому, Минтрансу, Минсельхозпроду, Минстройархитектуры, а также в отдельных организациях коммунальной формы собственности и хозяйственных обществах с долей государственной собственности. Отмечено, что в ходе контрольных мероприятий, охвативших 44 организации, выявлены многочисленные нарушения законодательства, регулирующего арендные отношения.  Так, в 19 организациях выявлены факты неправильного применения базовых ставок, повышающих и понижающих к ним коэффициентов, коэффициентов перевода, а также занижения арендуемых площадей, что привело к недополучению более 27 тыс. евро арендной платы. Кроме того, семью организациями не соблюдался установленный порядок перечисления в республиканский бюджет средств, полученных от сдачи в аренду недвижимости. Эти организации задолжали государственной казне 1,9 млрд. руб. В 21 организации не осуществлена государственная регистрация значительного количества объектов недвижимого имущества. Нарушения порядка ведения бухгалтерского учета недвижимого имущества вскрыты в 10 организациях, а в семи организациях выявлено 79 объектов основных средств, не числящихся на балансе организаций. В 9 организациях допущено искажение статистических данных о количестве сдаваемых в аренду площадей, наличии неиспользуемого или неэффективно используемого государственного имущества, общей площади зданий, сооружений и нежилых помещений, числящихся на балансе. Следует отметить, что в 2007 году Комитетом также выявлялись нарушения законодательства при сдаче имущества в аренду в организациях Минпрома, Минтранса и Минсельхозпрода, однако прошлогодняя проверка показала, что действенных мер по устранению нарушений названными министерствами так и не принято. Кроме того, при проверке отмечен ряд недостатков действующего законодательства, регулирующего вопросы аренды (субаренды) недвижимого имущества. В частности, установлено, что некоторыми арендаторами недвижимое имущество, в том числе государственное, сдавалось в субаренду индивидуальным предпринимателям. При этом плата за субаренду была значительно выше арендной платы, возмещаемой арендодателю. Так, ОАО «МПОВТ» (г. Минск) передало в аренду ЗАО «Ахека» и ООО «Тапас» помещения для размещения в них торговых центров «Импульс» и «Импульс–2». Базовые ставки аренды составляли 5 евро в месяц за 1 кв. метр. В свою очередь названные общества после реконструкции помещений за счет средств субарендаторов передавали их индивидуальным предпринимателям в субаренду с применением базовой ставки 10 евро в месяц за 1 кв. метр и повышающих коэффициентов 5,4 (1–ый этаж), 4,5 (2–ой этаж), 3,24 (3–ий этаж), как для торговых объектов частной формы собственности. Следует отметить, что повышающие коэффициенты к базовым ставкам арендной платы не ограничены законодательством, не отражают реального вклада арендаторов, многие из которых реконструировали переданные им здания и помещения на средства, позаимствованные у субарендаторов. Более того, возврат заемных средств субарендаторам обеспечивается за счет применения повышающих коэффициентов к ставкам арендной платы, установленных для этих же субарендаторов. В требуемом законодательством согласовании повышающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы с председателями облисполкомов и Минского горисполкома отсутствует четкий механизм включения при их определении исчерпывающего перечня затрат и уровня рентабельности. Фактически решение этих вопросов оставлено на усмотрение самих арендаторов. В конечном итоге все затраты перекладываются на потребителей продукции, работ, услуг. Вместе с тем, в ряде случаев субаренда, как механизм использования госимущества, эффективна. Итоги проверки свидетельствуют о необходимости пересмотра решения Республиканской комиссии по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности о полном запрете субаренды государственного имущества, а также о необходимости совершенствования законодательства, регулирующего арендные отношения. Со стороны Фонда государственного имущества Госкомимущества не проводится должный контроль и анализ эффективности использования находящегося в собственности Республики Беларусь недвижимого имущества, отсутствуют конкретные предложения по совершенствованию имущественных отношений. По результатам проверки предложения об устранении нарушений, привлечении виновных к ответственности, а также о необходимости совершенствования действующего законодательства планируется направить в адрес Правительства, Республиканской комиссии по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности, а также соответствующим министерствам и ведомствам.
Все новости
Обратная связь
Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Сообщить о завышении цен на товары Сообщить о завышении цен
на товары
Сообщить о завышении цен на лекарства Сообщить о завышении цен
на лекарства
Скажи нет зарплате «в конверте» Скажи нет зарплате
«в конверте»
Интернет-портал Президента Республики Беларусь Интернет-портал Президента Республики Беларусь Правовой форум Беларуси Правовой форум Беларуси Национальный правовой интернет-портал Национальный правовой интернет-портал Биометрические документы Республики Беларусь Биометрические документы Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг