Эффективная работа пунктов пропуска на границе будет способствовать росту объемов транзитных грузов, перемещаемых по автодорогам Беларуси
На минувшей неделе собравшиеся в Москве представители высших органов финансового контроля Беларуси, Литвы, Польши и России обсудили вопросы подготовки совместного контрольного мероприятия по оценке эффективности деятельности государственных органов в пограничных пунктах пропуска.
Комитет госконтроля Беларуси придает особое значение повышению транзитной привлекательности страны. Внешнеторговый оборот республики постоянно увеличивается, поступления от транзита и оказания сопутствующих услуг – один из значительных источников пополнения бюджета.
В настоящее время на западных рубежах Беларуси завершается создание современной таможенной инфраструктуры и телекоммуникационной системы пунктов пропуска. В феврале т.г. на белорусско–польской границе завершилась реконструкция двух международных пунктов пропуска («Брузги» и «Берестовица»), которая проведена в рамках специальной программы за счет бюджета Союзного государства Беларуси и России. Благодаря реконструкции этих крупнейших пунктов пропуска значительно увеличилась их пропускная способность: если раньше в пункте пропуска «Брузги» оформлялось до одной тысячи машин в сутки, то теперь — в пять раз больше.
Однако в сфере международных перевозок усилий одной страны явно недостаточно, что наглядно проиллюстрировала конфликтная ситуация на польско–белорусской границе, имевшая место в январе т.г. и нанесшая серьезный ущерб автоперевозчикам разных стран. Тогда из–за забастовки польских таможенников на несколько дней прекратилась транспортировка товаров между странами Евросоюза, Беларусью и Россией. С учетом того, что сутки простоя одной «фуры» обходятся фирме–перевозчику в 300–500 долларов, только белорусские перевозчики потеряли десятки миллионов долларов.
Другая нештатная ситуация на приоритетном белорусско–польском транзитном направлении пока еще так и не разрешена. С 1 января 2003 г. польская сторона требует уплачивать налог на топливо в количестве более 200 литров, находящееся в заводских топливных баках каждой машины. Однако, учитывая специфику международных перевозок и конструктивные особенности современных транспортных средств (в среднем объем их топливных баков составляет около 600 литров), а также разницу в ценах на топливо, данное требование вынуждает перевозчиков использовать для въезда в Евросоюз обходные маршруты, в частности, через Литву, где таких ограничений нет. Таким образом, несовершенство существующих норм международного законодательства и таможенного администрирования при пересечении границы делает автоперевозчиков заложниками непредвиденных обстоятельств.
Еще одним фактором увеличения времени контроля в пунктах пропуска на границе является невозможность обмена электронной информацией между таможенными органами Евросоюза и Беларуси. Как полагают в Комитете госконтроля, решить проблему позволит заключение с таможенными органами сопредельных стран Евросоюза специального соглашения об обмене электронной информацией.
Есть недостатки и на белорусско–российском участке границы: недостаточное взаимодействие контрольных органов на границе, отсутствие механизма обмена информацией о перемещении товаров через пункты пропуска.
При разработке Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства планировалось, что она будет использоваться не только таможенными службами обеих стран, но и другими заинтересованными органами Союзного государства. Однако в настоящее время данная система обеспечивает лишь обмен информацией о прохождении российских транзитных грузов с территории Калининградской области.
В соответствии с подписанным в 1995 году Соглашением о Таможенном союзе между Беларусью и Россией белорусская сторона упразднила все пункты таможенного оформления на данном участке границы. Однако с 1998 года российские таможенные органы в 13 пунктах принятия уведомлений, фактически ставших полноценными пунктами пропуска, осуществляют таможенный контроль и оформление ввозимых в Россию товаров третьих стран.
Кроме того, темпы модернизации приграничной таможенной инфраструктуры на границе России и Беларуси всё еще отстают от темпов роста нашего внешнеторгового оборота и транзитных перевозок.
По итогам рабочей встречи представители Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственного контроля Литовской Республики, Верховной контрольной палаты Республики Польша и Счетной палаты Российской Федерации приняли решение о проведении параллельного контрольного мероприятия по оценке эффективности деятельности государственных органов (служб) в пунктах пропуска на границах между Беларусью, Литвой, Польшей и Россией при перемещении товаров и транспортных средств. Достигнута договоренность о встрече до 15 сентября 2008 года представителей высших органов финансового контроля в г. Москве с целью подписания решения о проведении параллельного контрольного мероприятия.