Главная / Медиа / Новости

Новости

23.12.2008

Более трети Беларуси занято лесом. Как сберечь и приумножить наше национальное богатство?

Более трети Беларуси занято лесом. Как сберечь и приумножить наше национальное богатство?
Коллегией Комитета госконтроля рассмотрены результаты проверки эффективности ведения лесного хозяйства и деревообработки организациями Министерства лесного хозяйства. Отмечено, что 2007 году полученные организациями Минлесхоза доходы от ведения лесного хозяйства составили 233 млрд. руб. (расходы — 357,8 млрд. руб.), в январе–октябре 2008 г. — 248 млрд. руб. (380 млрд. руб.). За 2007 год рентабельность реализованной продукции составила 40%, а за 10 месяцев 2008 года — всего 18%. В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения и недостатки в воспроизводстве и охране лесов, заготовке, реализации и переработке древесины, недостоверная информация об объемах выполненных работ, которыми причиняется вред лесному хозяйству. Так, только в 2008 году в 13 лесхозах (из 15 проверенных) всех областей выявлено 112 га участков леса с погибшими культурами дуба (55,5 га) и хвойных насаждений. Несмотря на это, должностные лица лесхозов при бесконтрольности государственных производственных лесохозяйственных объединений (ГПЛХО) и Минлесхоза документально оформили погибшие деревья как лесные насаждения ценных пород. Проверка показала, что аналогичные приписки имеют 87% лесхозов (в среднем на один лесхоз приписано 9 га культур ценных пород). Лесхозы, имея возможность заготавливать без уплаты таксовой стоимости деловую древесину в рубках промежуточного пользования и перерабатывать ее в своих цехах, заготавливают лучшую древесину, изреживая леса и снижая продуктивность древостоев к возрасту спелости. В результате таких рубок ухода продуктивность спелого леса в рубках главного пользования, согласно статистическим данным, составляет не более 215 м3 на 1 га (лесистость территории Беларуси составляет 38%). Для сравнения: в Швеции (с лесистостью территории 60%), Финляндии (66%), Германии (31%) и Польше (28%) продуктивность одного гектара спелых лесов составляет не менее 300 м3древесины. Отпуск древесины из лесного фонда организациями Минлесхоза не обеспечивает получение выручки, достаточной для полного самофинансирования лесной отрасли, которая на 40% дотируется из бюджета. Вместе с тем Минлесхозом не используется имеющаяся возможность увеличения выручки за счет реализации древесины в заготовленном виде. Так, в 2007 году на биржевых торгах на внутренний рынок продано 2,9 млн. м3 заготовленной деловой древесины по средней цене 138,9 тыс. руб. за 1 м3. При продаже по этой цене всего объема деловой древесины в заготовленном виде, отпущенного в 2007 году на корню, лесхозы могли получить 1080 млрд. руб. выручки, достаточной для обеспечения всех расходов на ведение лесного хозяйства, заготовку и реализацию древесины, строительство лесохозяйственных дорог и др. Организациями Минлесхоза не обеспечивается выполнение требований законодательства, касающихся порядка и сроков оплаты за отпущенную древесину и других условий отпуска древесины на корню. В результате они не получают в свое распоряжение полную сумму выручки от ежегодно отпускаемого из лесного фонда объема ликвидной древесины (около 14 млн. м3). Так, на 01.11.2008 задолженность потребителей по оплате лесхозам за отпущенную древесину по сравнению с 01.11.2007 увеличилась на 2 млрд. руб. и составила 4,9 млрд. руб. Государственная лесная охрана (численностью 14,5 тыс. человек в организациях Минлесхоза) и ведомственный контроль Минлесхоза не выполняют возложенные на них задачи. В то же время по результатам проверок, проведенных в 2007 году Комитетом госконтроля совместно с правоохранительными органами, возбуждено 100 уголовных дел, в том числе 30 в отношении должностных лиц Минлесхоза, взыскано в бюджет 625 млн. руб., допричислено налогов и сборов на сумму 1,5 млрд. рублей. За 11 месяцев 2008 года возбуждено 70 уголовных дел, в т.ч. 26 в отношении сотрудников Минлесхоза, допричислено налогов, наложено штрафов на сумму 2,1 млрд. руб., взыскано в бюджет 980,3 млн. руб. Существующий порядок экспорта лесоматериалов только через спецэкспортеров ведет к увеличению сроков расчетов с лесхозами за экспортированную продукцию, удлинению периода ее реализации и негативно сказывается на объемах ее продажи. Например, объем экспорта пиломатериалов за 11 месяцев 2008 г. составил 144,1 тыс. м3, или 66,6% к соответствующему периоду 2007 года. При этом экспортная цена 1 м3 снизилась за год на 20,4 евро. В ходе контроля за выполнением поручения Главы государства по обеспечению эффективной работы деревообрабатывающих производств (цехов) в составе юридических лиц, ведущих лесное хозяйство и находящихся в структуре Минлесхоза, установлено, что утвержденная Минлесхозом специальная Программа деревообработки своевременно не выполняется, средства расходуются неэффективно. За 10 месяцев 2008 года освоено только 50% от предусмотренных данной программой на текущий год средств (11,5 млрд. руб. из предусмотренных 23,2 млрд. руб.). Например, предусмотренный ввод 5 новых лесопильных производств в Бегомльском, Житковичском, Кличевском, Островецком, Осиповичском лесхозах в ноябре 2008 г. был сорван. Средства, затраченные на выполнение данного мероприятия в сумме около 3 млрд. руб., использованы неэффективно. В соответствии с программой деревообработки в 2008 году в Житковичском и Столбцовском лесхозах введены в эксплуатацию заводы по производству топливных гранул (пеллет) проектной мощностью 7 тыс. тонн каждый. На их создание использовано 3,2 млрд. руб. Однако оборудование, установленное на заводах, обеспечивает максимальную мощность производства пеллет только 625 кг/час при проектной мощности 1000 кг/час. Проектная мощность заводов с момента ввода в эксплуатацию использована в Житковичском и Столбцовском лесхозах только на 33% и 25% соответственно. По указанным причинам обоими лесхозами недополучено более 4,1 тыс. тонн пеллет на сумму 340 тыс. евро (при средней цене реализации 83 евро за тонну), следовательно, затраченные на строительство заводов средства в сумме 3,2 млрд. руб. использованы неэффективно. Выявлены и другие нарушения и недостатки. По результатам проверки сделан вывод о том, что Правительством и Минлесхозом не приняты необходимые меры по выполнению поручений Главы государства в части обеспечения рационального лесопользования, совершенствования механизма реализации древесных ресурсов, обеспечения повышения продуктивности лесов, их воспроизводства и охраны, осуществления эффективного контроля в эти сферах, эффективной работы деревообрабатывающих производств. Обсудив материалы проверки, коллегия КГК предложила Правительству рассмотреть целесообразность перехода, начиная с 2009 года, на реализацию древесины из лесного фонда юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, только в заготовленном виде по экономически оправданным ценам; реализацию лесоматериалов на экспорт через биржевые торги всеми субъектами предпринимательской деятельности, выпускающими данную продукцию, исключив при этом их обязательную продажу через спецэкспортеров; проанализировать ход выполнения Программы повышения эффективности работы деревообрабатывающих производств (цехов) на 2007–2010 годы и принять действенные меры по выполнению поручений Главы государства. Также Правительству предложено рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности руководства Минлесхоза, не обеспечившего эффективную работу по воспроизводству лесов и повышению их продуктивности, а также по реализации лесоматериалов, модернизации деревоперерабатывающих цехов и переработке древесины. Минлесхозу предложено рассмотреть в установленном порядке вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц Министерства и ГПЛХО.
Все новости
Обратная связь
Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Сообщить о завышении цен на товары Сообщить о завышении цен
на товары
Сообщить о завышении цен на лекарства Сообщить о завышении цен
на лекарства
Скажи нет зарплате «в конверте» Скажи нет зарплате
«в конверте»
Интернет-портал Президента Республики Беларусь Интернет-портал Президента Республики Беларусь Правовой форум Беларуси Правовой форум Беларуси Национальный правовой интернет-портал Национальный правовой интернет-портал Биометрические документы Республики Беларусь Биометрические документы Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг