Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Комитет государственного контроля
Республики Беларусь

Новости

16.12.2015

В Комитете государственного контроля рассмотрены результаты проверки лесной отрасли


16 декабря т.г. состоялось совместное заседание коллегий Комитета государственного контроля и Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, в ходе которого рассмотрены результаты проверки соблюдения законодательства государственными лесохозяйственными учреждениями, входящими в систему Минлесхоза. Заседание прошло под председательством главы Комитета госконтроля Л.В.Анфимова, участие приняли начальник Госинпекции животного и растительного мира С.В.Новиков, заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности М.В.Пузиков, заместитель Генерального Прокурора Республики Беларусь А.М.Лашин, руководители и представители ряда министерств. Также были приглашены руководители Министерства лесного хозяйства, областных государственных производственных лесохозяйственных объединений, директора лесхозов, другие работники лесной отрасли. Мероприятие прошло в режиме видеоконференц-связи с областными центрами.  

Лесная отрасль находится в постоянном поле зрения Президента Республики Беларусь. Реализуя поручения Главы государства, за последние годы немало сделано: значительно улучшилась инфраструктура, построено более 500 км лесных дорог, активно создаются современные лесные питомники, внедряются дистанционные системы наблюдения за лесами, модернизируются деревообрабатывающие цеха и в целом активно обновляется материально-техническая база лесхозов. За образец взят опыт Финляндии по ведению лесного хозяйства.

В то же время лесные ресурсы используются пока недостаточно эффективно. Об этом шла речь во время жесткого и принципиального разговора во время коллегии. Как показали проведенные проверки, в работе лесной отрасли имеются недостатки и нарушения, в т.ч. неудовлетворительное лесовосстановление, бесхозяйственность при заготовке древесины, нецелевое использование бюджетных средств и др.

Так, установлены случаи проведения незаконных рубок леса. К примеру, в ГОЛХУ «Буда-Кошелевский опытный лесхоз» лесорубочные билеты на проведение проходных рубок выдавались на основании материалов отвода и таксации лесосек, не соответствующих действительности (срубленные деревья по количеству и диаметрам не соответствовали деревьям, намеченным в рубку). В результате незаконно заготовлено почти 400 м3 древесины, сумма вреда составила 327,6 млн. руб. Кроме того, выявлен факт незаконной рубки леса в заказнике «Вилейты», где в нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий этого заказника ГЛХУ «Поставский лесхоз» на площади 7 га незаконно вырубило 3,8 тыс. деревьев, чем причинило вред окружающей среде на сумму 1,3 млрд. руб.

Лесным кодексом предписано юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, осуществлять уходы за лесами, проводить работы по селекции, лесному семеноводству. При этом в первую очередь должны сохраняться ценные породы (дуба, ясеня, клена, карельской березы и др.). Однако так происходит далеко не всегда. К примеру, в ГЛХУ «Пружанский лесхоз» из-за не проведения лесничествами своевременных уходов в лесных культурах 37% от общей площади заложенных лесных культур в 2008 году (179 га) оказались на грани гибели. Из-за того, что молодой лес в данном лесхозе посажен плохим посадочным материалом, он зарастает березой и осиной.

В ходе проверок выявлены факты сокрытия нарушений при освидетельствовании мест рубок (это – одна из эффективных форм контроля за качеством и законностью проводимых рубок леса). Из-за того, что представители лесхозов освидетельствуют лесосеки, где сами же лесхозы и проводят рубки, эта процедура превращается в формальность. В результате факты нарушений (неудовлетворительная очистка мест рубок, захламление прилегающих к лесосеке насаждений, оставление недорубов и не вывезенной в установленный срок ликвидной древесины) в отдельных случаях скрываются. Например, должностными лицами государственной лесной охраны ГЛХУ «Дретунский лесхоз» при проведении освидетельствования мест рубок указано, что более 1,2 тыс. м3 древесины, которую в 2013 году должен был вырубить ОАО «Борисовский ДОК», успешно вырублено и вывезено с мест рубок. На самом деле, насаждения остались не вырубленными. По данному факту дается правовая оценка правоохранительными органами.

Причинами недостаточно эффективной работы лесной отрасли Комитет госконтроля обозначает следующие:

лесники вместо выполнения своих прямых обязанностей по лесовосстановлению, предписанных им Лесным кодексом, увлеклись лесозаготовками (в результате на «первый план» в работе лесхозов вышла заготовка древесины, а вопросы выращивания леса, контроля за порядком в лесу, устранения ветровалов, качества проводимых рубок стали второстепенными);

слабая работа со стороны ведомственного контроля;

отсутствие четкого учета движения древесины от мест ее заготовки до мест переработки;

приниженный спрос с кадров.

Также в ходе заседания был рассмотрен актуальный вопрос, касающийся применения местных видов топлива предприятиями ЖКХ и агропромышленного комплекса страны. Главой государства поставлена задача максимально использовать древесину не только в производственных целях, но и в качестве альтернативного газу топлива. По мнению Комитета государственного контроля, остающиеся после рубок порубочные остатки, невывезенная древесина в заготовленном виде может являться тем резервом, который способен хотя бы частично заместить импортируемый газ и снизить затраты. Тем более что по данным Минлесхоза в лесах находится более 1 млн. кубометров такой древесины, а ежегодную заготовку можно довести до 8 млн. кубометров.

В целом по результатам проведенных в 2015 году проверок выявлено нецелевое использование бюджетных средств и с нарушением бюджетного законодательства в сумме 8,8 млрд. руб. (восстановлено 2,2 млрд. руб.), объем незаконных рубок составил более 30 тыс. м3. К административной ответственности привлечено более 200 должностных лиц, к дисциплинарной – 97, возбуждено 11 уголовных дел (хищение древесины, выманивание кредитов, составление подложных документов и др.).

По итогам заседания коллегии Комитета госконтроля и Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь выработаны предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также наведению порядка в лесной отрасли, в том числе Совету Министров:

дать принципиальную оценку фактам ненадлежащего контроля со стороны должностных лиц Минлесхоза по вопросам лесовосстановления;

разработать комплекс мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений и недостатков и недопущению их в дальнейшем;

совместно с облисполкомами обеспечить создание дополнительных тепло- и энергоисточников, работающих на древесном топливе, а также ряд других;

поручить Минлесхозу разработать электронную систему учета древесины в заготовленном виде на этапе ее перемещения от мест заготовки до мест ее переработки (потребления).  

Все новости