Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Комитет государственного контроля
Республики Беларусь

Новости

27.04.2016

Многочисленные недостатки при обращении с отходами выявлены в ходе проверок ряда организаций ЖКХ Витебской области

Комитетом госконтроля Витебской области на заседании коллегии рассмотрены результаты проверок отдельных организаций жилищно-коммунального хозяйства Витебской области по вопросам обращения с отходами и соблюдения бюджетного законодательства. 

В ходе заседания было отмечено, что при проведении проверок выявлены многочисленные нарушения и недостатки. Так, действующие в районах Витебщины дифференцированные нормативы образования отходов не соответствуют их фактическому образованию по объему, массе и плотности, работа по раздельному сбору вторичных материальных ресурсов должным образом не организована, меры по снижению затрат на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, по увеличению доходов не принимались, допускалось неэффективное использование техники и оборудования, приобретенных за счет средств ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов». 

Одной из причин сложившейся ситуации стало то, что местные органы власти, в компетенцию которых входит организация работы по удалению коммунальных отходов на соответствующих территориях, от решения данного вопроса самоустранились. 

Организациями жилищно-коммунального хозяйства ненадлежащим образом организован учет отходов, поступающих на полигоны. При расхождении между расчетным объемом образования отходов и их фактическим накоплением не вносились предложения в райисполкомы об их корректировке. 

Например, проверкой КУП «Оршанская спецавтобаза» установлено, что при расхождении между расчетным объемом образования отходов и их фактическим накоплением не производилась необходимая корректировка нормативов, чем нарушались Правила определения нормативов образования коммунальных отходов, утвержденных постановлением Минжилкомхоза и Минприроды от 27.06.2003 № 18/27. При этом собранные на протяжении 2013-2015 годов в Оршанском регионе твердые коммунальные отходы (ТКО) не соответствовали по массе дифференцированным нормативам образования. В результате предъявленные населению услуги превышали фактически оказанные в 2013 году в 1,5 раза, 2014 году – в 1,7 раза. 

Однако с 01.01.2015 Оршанский райисполком вместо снижения увеличил норматив образования ТКО по основному объекту образования – благоустроенным жилым зданиям. При этом расчет, согласно которому этот норматив был увеличен, выполнен с нарушением установленного порядка определения норматива. По массе замеры отходов не проводились и нормативы не определялись. Кроме того, по объему суточный среднегодовой норматив образования отходов на расчетную единицу был также определен с нарушением, что повлекло его завышение на 0,29 куб. метров. 

Нарушения порядка определения норматива образования отходов привело к завышению объемов оказанных услуг по сбору и вывозу ТКО на сумму 12,2 млрд. руб., а также к незаконному получению средств бюджета на сумму 6 млрд. руб. 

Исходя из утвержденных завышенных дифференцированных нормативов образования коммунальных отходов, спецавтобазой рассчитывалось количество специальной коммунальной техники и работников, определялся расход горюче-смазочных материалов и других затрат на санитарную очистку, разрабатывались транспортные схемы вывоза. По оценке Комитета госконтроля приведение количества транспортных средств в соответствие с фактическим накоплением отходов и обеспечение их эффективного использования позволит на треть сократить расходы на топливо, на 20% – расходы на оплату труда. При этом общее снижение затрат составит 18%. 

Нарушения порядка определения нормативов образования отходов выявлены также в организациях жилищно-коммунального хозяйства Дубровенского и Толочинского районов. 

В ходе заседания коллегии отмечена неудовлетворительная работа организаций жилищно-коммунального хозяйства по заготовке вторичных материальных ресурсов. 

Так, при должной организации раздельного сбора и сдачи вторичных материальных ресурсов КУП «Оршанская спецавтобаза» имело возможность получить в 2014 году дополнительный доход на сумму 3,6 млрд. руб., а за счет компенсации расходов по сбору и заготовке вторичных материальных ресурсов за счет ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» – на сумму 7,1 млрд. руб. 

Однако должным образом раздельный сбор отходов организован не был. Техника и оборудование, приобретенные для этих целей за счет средств ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (общей стоимостью свыше 2 млрд. руб.), использовались неэффективно. При недостаточной обеспеченности КУП «Оршанская спецавтобаза» контейнерами для раздельного сбора вторичных материальных ресурсов на момент проверки 187 контейнеров (треть от имевшихся в наличии) не были вовлечены в процесс сбора отходов. Приобретенный для сбора вторичных материальных ресурсов в сельских населенных пунктах мусоровоз фактически использовался для вывоза ТКО только с территории частного сектора г.Орши. Деятельность передвижного приемного пункта по сбору вторичных материальных ресурсов ограничивалась движением по одному маршруту в пределах г.Орши и не охватывала сельскую местность, г.Барань, а также ряд микрорайонов г.Орши. График движения систематически не соблюдался. 

В результате собранные объемы отходов (ПЭТ-бутылки) не смогли обеспечить загрузку линии сортировки раздельно собранных отходов стоимостью 865,8 млн. руб. За 2015 год на линии рассортировано и запрессовано 3% от заявленного в технико-экономическом обосновании годового объема загрузки. 

При отсутствии со стороны руководства КУП «Оршанская спецавтобаза» надлежащих мер по обеспечению раздельного сбора вторичных материальных ресурсов их значительная часть вывозилась на полигоны. В результате ненадлежащей организации раздельного сбора вторичных материальных ресурсов КУП «Оршанская спецавтобаза» несло непроизводительные расходы по их доставке на полигон, а затем по закупке собранных гражданами на полигоне вторичных материальных ресурсов. Так, за 2014 год и 9 месяцев 2015 года приемным пунктом приобретено 537 тонн вторичных материальных ресурсов, за которые гражданам выплачено 335,4 млн. руб. 

По итогам проверки коллегия Комитета госконтроля Витебской области поручила соответствующим государственным органам: изучить достоверность формирования дифференцированных нормативов образования коммунальных отходов в организациях ЖКХ и принять меры по обеспечению ими надлежащего учета объемов услуг по сбору и вывозу ТКО (объему, массе и средней плотности), разработать мероприятия по выполнению заданий по сбору и сдаче вторичных материальных ресурсов, в том числе путем повышения эффективности системы раздельного сбора твердых коммунальных отходов и по повышению заинтересованности граждан в раздельном сборе вторичных материальных ресурсов, принять дополнительные меры по увеличению охвата населения договорами на вывоз отходов. 

Исполнение постановления коллегии взято Комитетом госконтроля Витебской области на контроль.  

Все новости