Результаты контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок и
меры по пресечению необоснованного посредничества рассмотрены 16 октября
2019 года на совместном заседании коллегий Комитета государственного
контроля и Генеральной прокуратуры.
Мероприятие прошло под
председательством руководителя Комитета госконтроля Леонида Анфимова и
заместителя Генерального прокурора Алексея Стука. В заседании приняло
участие руководство Следственного комитета, Комитета государственной
безопасности, Министерства внутренних дел. Для участия в заседании были
приглашены руководители министерств антимонопольного регулирования и
торговли, сельского хозяйства и продовольствия, промышленности,
транспорта и коммуникаций, архитектуры и строительства, ЖКХ, лесного
хозяйства, здравоохранения и образования.
Результаты контрольной
деятельности показывают, что формальное соблюдение требований
законодательства в сфере закупок зачастую приводит к необоснованному
посредничеству, на недопустимость которого неоднократно указывал Глава
государства.
"Если оцифровать масштабы необоснованного
посредничества в нашей стране, то это около 3% ВВП. В карманах дельцов
оседает более 1,5 млрд. долларов. Эти деньги для страны не лишние. Если
бы они пошли на благие цели, то экономика, конечно, повысила бы свою
эффективность", – сказал Леонид Анфимов.
При этом он подчеркнул,
что в целом от посредников нельзя отказываться, а с некоторыми из них
работать даже выгоднее, чем напрямую с производителями. "Заслон на пути
таких посредников никто не собирается ставить", – отметил глава
контрольного ведомства.
Главная задача – пресечь необоснованное
посредничество на ранней стадии. Система закупок должна быть понятной,
прозрачной, открытой и свободной от недобросовестных посредников.
Факты
необоснованного посредничества установлены Комитетом госконтроля
практически во всех сферах хозяйственной деятельности. За 9 месяцев 2019
года органами финансовых расследований Комитета госконтроля выявлено 73
преступления, связанных с незаконным посредничеством.
Вовлечение
необоснованных (недобросовестных) посредников в хозяйственные
правоотношения зачастую осуществляется путем проведения формальных
процедур закупок с участием в них аффилированных структур.
Например,
в ходе проверки барановичского предприятия агропромышленного комплекса
выявлены факты необоснованного посредничества при закупке ветеринарных
препаратов белорусского производства у частной структуры. Посреднические
услуги обошлись предприятию в 854,7 тыс. рублей. Ветеринарные
препараты, вакцины и дезинфицирующие средства приобретались через
посредника по цене в 2-2,5 раза дороже, чем напрямую у производителя. В
последующем доход от совершенных сделок через посредническую фирму
обналичивался в виде дивидендов. По фактам хищения путем злоупотребления
служебными полномочиями в отношении должностных лиц барановичского
предприятия и фирмы-посредника возбуждены уголовные дела.
К
взаимодействию с необоснованными посредниками приводят формальное
изучение рынка и поверхностное проведение маркетинговых исследований.
Так,
взаимодействие ГП «Управляющая компания холдинга «Белорусская цементная
компания» и организаций цементной промышленности с посредническими
структурами при закупках материальных ресурсов без проработки
возможности их приобретения напрямую у производителей привело к
дополнительным финансовым расходам и, как следствие, к увеличению
себестоимости производимой продукции. Только по выявленным фактам
закупок железной руды, гипсового камня и других ресурсов дополнительные
расходы цементных заводов в 2017-2019 годах составили около 8 млн.
рублей.
Многочисленные нарушения установлены при закупках
запасных частей в агропромышленном комплексе и ЖКХ, а также в
организации общественного питания в учреждениях образования и
здравоохранения.
К примеру, специализированное предприятие,
обеспечивающее питание пациентов в больницах г. Могилева, приобретало
продукты питания преимущественно у посредников по значительно более
высоким ценам, чем у производителей (только на закупках в 2016-2017
годах четырех наименований продуктов питания посредникам переплатили
45 тыс. рублей). Аналогичное предприятие в г. Минске приобретало
продовольственное сырье и продукты питания у посреднических структур,
оптовые надбавки которых доходили до 243%.
Одно из коммунальных
предприятий Гомельской области в 2016-2018 годах без изучения рынка и
проведения конкурсных процедур на условиях предоплаты закупило у
9 посредников автозапчасти по ценам, превышающим цены изготовителя до
10 раз, переплатив свыше 530 тыс. рублей. По результатам проверки в
отношении директора коммунального предприятия возбуждено уголовное дело,
по требованию Комитета госконтроля виновными лицами возмещено
412,8 тыс. рублей, к дисциплинарной ответственности привлечено 10
должностных лиц.
Установлены факты, когда поставщики готовят заказчикам технические условия (рецептуры продукции) под собственные предложения.
К
примеру, применение мясокомбинатами в производстве продукции навязанных
поставщиками комплексных пищевых добавок приводит к их
безальтернативной закупке по завышенным в разы ценам. Так, частная
структура отгрузила одному из мясокомбинатов комплексную пищевую добавку
«Ветчина крестьянская» по цене в 2,5 раза дороже стоимости у
производителя. Это стало возможным благодаря включению в рецептуры и
технические условия на выпускаемую мясокомбинатами продукцию конкретных
видов добавок. Аналогичным образом комплексная пищевая добавка
поставлялась другим мясокомбинатам. В общей сложности сумма завышения
стоимости поставленных посредником в адрес пяти белорусских
мясокомбинатов добавок, закупленных на внешнем рынке, составила более
2 млн. долларов США.
Схемы необоснованного посредничества зачастую построены на взяточничестве и злоупотреблении служебными полномочиями.
Департаментом
финансовых расследований Комитета госконтроля по признакам состава
преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 430 (получение взятки)
Уголовного кодекса, возбуждено уголовное дело в отношении начальника
отдела КТУП «Минсктранс», который в нарушение установленного на
предприятии порядка закупок за денежное вознаграждение лоббировал
интересы посреднической коммерческой структуры, осуществлявшей поставки
горюче-смазочных материалов.
Управлением ДФР по Минской области и
г. Минску в ходе контроля за расходованием бюджетных средств при
закупках борисовским предприятием калиброванного металла выявлен
недобросовестный посредник – ООО «Дельтаферрум». Через эту компанию по
фиктивным документам на завод якобы поставлялся металл, а на самом деле
его похищали работники завода из остатков, образовавшихся в процессе
производства. По материалам проверки было возбуждено 12 уголовных дел,
фигуранты уголовных дел осуждены. Причиненный заводу вред возмещен в
трехкратном размере. В результате исключения недобросовестного
посредничества завод стал приобретать металлопрокат непосредственно у
представителя производителя по ценам ниже на 2-9%.
В ходе
контрольных мероприятий Комитетом госконтроля установлены причины
необоснованного посредничества при закупках, которые обусловлены
факторами, относящимися к деятельности и заказчиков, и участников
закупок (коррупционные проявления; недобросовестность участников
закупок; отсутствие изучения конъюнктуры цен на закупаемые товары;
низкий уровень подготовки специалистов, ответственных за закупки;
неучастие производителей в проводимых процедурах закупок; слабый
контроль за проведением закупок вышестоящими органами и т.д.).
В
целях обеспечения прозрачности закупок и минимизации необоснованного
посредничества проведена значительная работа на законодательном уровне.
Ее результатами являются принятые акты законодательства и находящиеся в
стадии подготовки проекты, содержащие как опосредованное регулирование,
так и прямые нормы, устанавливающие ограничения по заключению сделок с
посредниками.
По итогам совместного заседания коллегий
правительству, органам государственного управления предложены конкретные
мероприятия, направленные на исключение необоснованного посредничества.
Органы
Комитета государственного контроля и прокуратуры продолжат работу по
выявлению и пресечению коррупционных проявлений и иных нарушений при
осуществлении закупок и сбыта товаров (работ, услуг).
ДФР