Активная работа по организации безбарьерной среды началась 10 лет назад. С 2007 по 2015 годы в ходе реализации государственных и региональных программ безбарьерная среда создана более чем на 20 тыс. объектах. Вместе с тем, задача по обеспечению доступности для инвалидов и иных физически ослабленных лиц объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры сохраняет актуальность.
В текущей пятилетке выполнение соответствующих мероприятий продолжается в рамках подпрограммы «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы. Реализация подпрограммы направлена на создание безбарьерной среды по всему маршруту передвижения инвалидов, а также на обеспечение доступности услуг и информации.
В нынешнем году Комитетом государственного контроля проведен аудит эффективности использования бюджетных средств при создании безбарьерной среды (в форме мониторинга). Анализ свидетельствует об улучшении ситуации, хотя по-прежнему существует проблема недофинансировании отдельных мероприятий.
По итогам реализации подпрограммы в 2016 году создано 1 079 объектов, доступных для инвалидов и физически ослабленных лиц (плановый показатель – 727 объектов). В целом на реализацию мероприятий подпрограммы за счет всех источников финансирования направлено 5,4 млн. рублей. Эффективность реализации подпрограммы за прошлый год признана высокой.
Вместе с тем, сдерживающим фактором реализации мероприятий подпрограммы является недофинансирование его мероприятий из всех источников. При создании безбарьерной среды не в полной мере реализуется комплексный подход (например, при входе в здания устанавливается пандус, но при этом в самом здании нет условий для передвижения инвалида). Отсутствует актуализированный банк данных объектов, нуждающихся в создании безбарьерной среды.
На семинаре были представлены результаты контрольно-аналитических мероприятий эффективности использования бюджетных средств при создании безбарьерной среды на примере Могилевской области, Московской области и других субъектов Российской Федерации.
Участники семинара высказались за целесообразность обмена накопленным опытом и наилучшими практиками аудитов, а также за продолжение работы по совершенствованию подходов к оценке эффективности использования бюджетных средств в социальной сфере.