На протяжении последних лет Комитетом госконтроля уделяется особое внимание сфере жилищно-коммунального хозяйства, которая затрагивает жизненные интересы каждого гражданина. Кроме того, в этой отрасли используются значительные бюджетные средства.
В прошлом году государственные контролеры изучили вопросы формирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг. По итогам проверок Комитет госконтроля внес ряд предложений по снижению затрат на их оказание, реализация которых позволила снизить в 2016 году затраты организаций ЖКХ на 16,5% (была получена экономия в размере 267 млн. рублей).
В апреле текущего года при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Глава государства поручил Комитету государственного контроля повторно провести анализ обоснованности формирования затрат на жилищно-коммунальные услуги в целях выявления резервов по их снижению.
В ходе проведенных в нынешнем году проверок установлены недостатки и нарушения.
По результатам проведенной работы Комитетом госконтроля определены следующие основные направления снижения затрат на жилищно-коммунальные услуги.
1. Повышение эффективности работы энергетического и водопроводного хозяйства.
В структуре платежей за жилищно-коммунальные услуги в зимний период в среднем 30,9% занимает плата за услугу теплоснабжения. В этой связи снижение себестоимости тепловой энергии является приоритетной задачей, выполнение которой в настоящее время обеспечивается не в полной мере. Так, требует решения вопрос имеющегося дисбаланса мощностей котельных и присоединенных к ним нагрузок. Всего в стране 310 котельных, мощность которых значительно превышает присоединенную нагрузку. На отдельных котельных в областях себестоимость теплоэнергии в 3-6 раз превышает среднюю по системе ЖКХ. В связи с этим предлагается ликвидировать неэффективные котельные путем переключения нагрузок на другие теплоисточники или за счет децентрализации систем теплоснабжения.
2. Осуществление своевременного ремонта и замены сетей теплоснабжения.
Неудовлетворительное состояние тепловых сетей является основной причиной сверхнормативных потерь и увеличения затрат на услуги теплоснабжения. Например, в Гомельской, Минской и Витебской областях сверх нормативного срока службы (более 25 лет) эксплуатируются почти треть тепловых сетей. Но, несмотря на высокий износ, запланированные объемы замены сетей не выполняются.
Аналогичная ситуация и с заменой сетей водоснабжения и канализации, около трети которых превысили установленный срок службы. Это приводит к нерациональному и неэффективному использованию ресурсов. Так, потери в сетях водоснабжения в целом по стране в 2016 году составили 18% при установленном Минжилкомхозом нормативе 12%. При этом по системе ЖКХ ежегодно осуществляется ремонт и замена не более одного процента таких сетей.
3. Повышение эффективности заготовки и использования местных видов топлива.
Проверками систематически устанавливаются факты использования на энергоисточниках переувлажненного древесного топлива (дрова и щепа), что приводит к повышению его удельных расходов до 65%, снижению коэффициента полезного действия котлов до 30% и соответственно к значительному увеличению затрат. При этом в отдельных котельных не используются навесы для хранения древесного топлива, дрова и щепа продолжает храниться под открытым небом.
4. Исключение фактов завышения себестоимости тепловой энергии по причине закупки топлива у посреднических структур, а также без проведения соответствующих конкурсных процедур.
Данные факты были установлены в ряде коммунальных организаций (к примеру, в Брестском, Скидельском ЖКХ). Например, в одной из организаций ЖКХ Витебской области установлено, что руководитель преднамеренно с нарушением законодательства закупал топливную щепу у коммерческих структур по цене, которая была значительно выше, чем у лесхозов. Только по выявленным фактам было излишне израсходовано 467 тыс. руб.
5. Факты нерационального использования топливно-энергетических ресурсов и незаконного получения бюджетных средств.
Такие факты установлены в отдельных организациях ЖКХ Гомельской и Витебской областей. Так, Комитетом госконтроля Гомельской области установлено, что КУП «Речицкий райжилкомхоз» при оказании услуг по теплоснабжению и водоснабжению допущено сверхнормативное потребление электроэнергии стоимостью более 300 тыс. руб. В нарушение законодательства эти затраты предприятием необоснованно отнесены на себестоимость жилищно-коммунальных услуг. В результате предприятие незаконно получило из бюджета более 100 тыс. руб. (после вмешательства Комитета госконтроля средства были возмещены в бюджет в полном объеме). Кроме того, должностные лица КУП «Речицкий райжилкомхоз» в отчетах вместо сверхнормативного расходования электрической энергии указывали сведения о соблюдении норм ее расхода. В результате руководителю предприятия и отдельным специалистам необоснованно выплачивались премии.
6. Заготовка древесного сырья собственными силами предприятий ЖКХ.
Реализация этого предложения Комитета госконтроля позволит снизить не менее чем на 20% затраты на закупку дров. Данные расчеты подтверждает практический эксперимент, проведенный по инициативе Комитета госконтроля Могилевской области в Чаусском районе. Его суть заключалась в заготовке порубочных остатков (которые остались после заготовки древесины лесхозами) силами местного Жилкомхоза. По результатам эксперимента затраты на заготовку работниками коммунального хозяйства древесной щепы оказались в 1,5 раза ниже цены, за которую эту щепу продавал лесхоз.
7. Исключение случаев необоснованного отнесения на себестоимость услуг накладных расходов, превышающих нормативные.
Так, в г.Минске в 2016 году по этой причине себестоимость услуг по техническому обслуживанию жилищного фонда и лифта, а также по обращению с коммунальными отходами была завышена на 14 млн. руб. Указанные нарушения также выявлены во всех областях.
8. Прекращение практики содержания непрофильных активов и выполнения работ не связанных с оказанием услуг ЖКХ не обеспеченных финансированием.
Несмотря на принятые на законодательном уровне решения, в регионах продолжается передача организациям ЖКХ непрофильных, как правило, неиспользуемых объектов без наличия финансирования для их содержания. Например, в 2016-2017 гг. организациям ЖКХ в г.Лунинце передан ремонтно-механический завод, в г.Барановичи и г.Ляховичи – здания столовых, в г.Петрикове – столярный цех, в г.Рогачеве – трансформаторные подстанции. Все эти объекты не имеют отношения к непосредственной деятельности ЖКХ, однако за траты на их содержание и эксплуатацию приходится оплачивать организациям жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, выявлены факты передачи организациям ЖКХ не только непрофильных объектов, но и убытков прошлых лет по этим объектам.
Также выявлены и другие резервы по снижению затрат в системе жилищно-коммунального хозяйства.
По итогам проведенных контрольных мероприятий Комитетом госконтроля разработан и предложен комплекс мер, реализация которых, по предварительным расчетам, позволит уменьшить годовые затраты на жилищно-коммунальные услуги на сумму около 220 млн. руб. и снизить себестоимость данных услуг на 7,3%.