Коллегия Комитета государственного контроля подвела итоги работы за 2019
год и определила основные задачи на 2020 год. Заседание прошло 13
февраля 2020 года под председательством руководителя контрольного
ведомства Леонида Анфимова.
В рамках поставленных Главой
государства задач Комитетом госконтроля в 2019 году продолжена работа по
смещению акцентов в деятельности контролирующих и надзорных органов на
профилактическую работу.
Так, значительно больше внимания
уделялось превентивному контролю. В 2019 году на 40% увеличилось
количество мониторингов (1 070, в 2018 году – 756) и на 10% – аудитов
эффективности (131, в 2018 году – 119), по материалам которых субъектам
хозяйствования даны рекомендации по устранению выявленных недостатков.
Изменены
подходы Комитета госконтроля к привлечению субъектов хозяйствования к
административной ответственности: в 2019 году сумма наложенных
административных взысканий уменьшилась на 34,1%.
При этом число
проведенных проверок осталось практически на уровне 2018 года (504
проверки, в 2018 году – 490), а по сравнению с 2017 годом количество
проверок сократилось в 2 раза.
Несмотря на смещение акцентов на
упреждающий контроль, результативность работы Комитета возросла. По
итогам контрольно-аналитических мероприятий взыскано, восстановлено в
бюджет и обращено в доход государства 202,7 млн. рублей (на 14,5%
больше, чем в 2018 году). Сэкономлено, предотвращено выплат
государственных средств на сумму 362,4 млн. рублей (на 39,4% больше).
Традиционно Комитет особое внимание уделяет сферам, где используются значительные бюджетные ресурсы.
Среди
приоритетных направлений – пресечение необоснованного посредничества в
различных отраслях и сферах деятельности (выявлено 63 преступления).
Также
в 2019 году проведены контрольно-аналитические мероприятия в сфере
эффективности использования государственного имущества и земель,
развития жилищно-коммунального хозяйства, строительной и
лесохозяйственной отраслей, эффективности использования в г. Минске
медицинского оборудования. Проверена деятельность организаций
потребительской кооперации; предприятий цементной промышленности и др.
Подготовлены заключения об исполнении за 2018 год республиканского
бюджета и 4 государственных внебюджетных фондов.
В прошлом году
на контроле Комитета находилось выполнение 2828 поручений Президента,
затрагивающих буквально все сферы жизнедеятельности страны.
Значимая
работа по обеспечению экономической безопасности проводится двумя
департаментами Комитета госконтроля: финансовых расследований и
финансового мониторинга.
В 2019 году Департаментом финансовых
расследований выявлено 658 преступлений, в том числе 272 – относящихся к
категории тяжких. Выявлено 122 преступления по фактам уклонения от
уплаты налогов; 195 коррупционных преступлений в экономической сфере; 63
преступления, связанных с необоснованным посредничеством; 13 – с
легализацией преступных доходов и др.
С использованием
информации Департамента финансового мониторинга (ДФМ)
правоохранительными и контролирующими органами в 2019 году выявлено 554
преступления, применено финансовых санкций на сумму 35,6 млн. рублей,
взыскано в бюджет, обращено в доход государства, предотвращено выплат на
сумму 62,8 млн. рублей.
Масштабная работа проведена ДФМ по
организации прохождения страной международной оценки национальной
антиотмывочной системы (системы противодействия отмыванию денег,
финансированию терроризма и финансированию распространения оружия
массового поражения). Данная оценка проводилась с сентября 2018 года по
ноябрь 2019 года. Отчет Республики Беларусь был успешно защищен на
Пленарном заседании Евразийской группы по противодействию отмыванию
денег и финансированию терроризма (ЕАГ) и одобрен международной
организацией ФАТФ.
За 2019 год проведено 562 прямые и горячие
телефонные линии, принято свыше 2,7 тыс. граждан, рассмотрено 7,5 тыс.
письменных обращений.
Предстоит завершить начатую в прошлом году
работу по созданию системы народного контроля и формированию на этой
основе постов и групп внештатных инспекторов. «В стране очень много
неравнодушных людей, которые готовы подставить плечо и поделиться
информацией о каких-то негативных моментах», – сказал Леонид Анфимов.
Значительная
работа велась с высшими органами аудита (ВОА) зарубежных стран. Так,
совместно со Счетной палатой России проведен мониторинг исполнения
бюджета Союзного государства за 2018 год и первое полугодие 2019 года;
совместно с ВОА стран ЕАЭС – проверка соблюдения в 2018 году Протокола о
порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, их
перечисления в доход бюджетов государств-членов ЕАЭС.
Важные совместные проекты будут реализованы и в текущем году.
Так,
Комитет присоединился к международному координированному аудиту
соблюдения требований Базельской конвенции о контроле за трансграничной
перевозкой опасных отходов и их удалением.
Совместно с ВОА стран
Восточного партнерства будет проведен параллельный аудит эффективности
мер, направленных на профилактику и лечение туберкулеза, других
инфекционных заболеваний.
Значимым событием станет проведение в
апреле 2020 года в Минске международного симпозиума руководителей
контрольных органов Европы и Азии. Одновременно состоится 1-е заседание
рабочей группы ИНТОСАИ (международная организация ВОА) по целям
устойчивого развития и ключевым индикаторам устойчивого развития.
Председатель КГК подчеркнул, что «мероприятия такого масштаба в сфере
контрольной деятельности впервые пройдут в Беларуси и значительно
поднимут авторитет страны в глазах мирового сообщества».
В 2020 году Комитетом будут проведены контрольно-аналитические мероприятия по следующим вопросам:
использование
средств, направленных на строительство и ремонт автомобильных дорог;
выполнение научных и опытно-конструкторских работ в отраслях хозяйства;
развитие картофелеводства, овощеводства и плодоводства; развитие
транспортного комплекса г.Минска;
эффективность реализации ряда государственных программ;
рациональное использование древесных ресурсов и строительство пеллетных заводов в системе Минлесхоза;
эффективность функционирования мясной промышленности;
использование государственных средств и имущества в банках с государственной формой собственности и др.
ДФР