Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Комитет государственного контроля
Республики Беларусь

Новости

18.01.2013

В Комитете государственного контроля состоялся брифинг по вопросам контроля за банковской сферой

В Комитете государственного контроля состоялся брифинг представителей КГК и Национального банка по вопросам контроля за банковской сферой. В мероприятии приняли участие начальник главного управления контроля за банковской и внешнеэкономической деятельностью Комитета государственного контроля Валентин Потапович, начальник управления контроля за банковской деятельностью Комитета государственного контроля Владимир Волчек, начальник главного управления банковского надзора Национального банка Дмитрий Лапко, заместитель начальника управления регулирования кредитно-депозитных операций Национального банка Ольга Илюкевич.
Представители Комитета госконтроля проинформировали о деятельности, направленной на предупреждение негативных тенденций и нарушений в банковской сфере, а также повышение эффективности банковской деятельности.
Банковская сфера охватывает все экономические процессы, от ее работы напрямую зависит эффективность всех отраслей хозяйства. Однако интерес к работе банков проявляют не только субъекты предпринимательской деятельности, но и население – многих волнуют вопросы кредитования и депозитного рынка, ситуация с использованием банковских продуктов и технологий в расчетах, многое другое.
Комитет госконтроля входит в систему государственных органов, призванных обеспечивать экономическую безопасность Беларуси. Это налагает на КГК особые обязательства. Учитывая, что в банковскую сферу приходит иностранный капитал с новыми технологиями, необходимо, чтобы этот капитал не просто приносил доход своим хозяевам, но и позитивно влиял на экономику нашей республики, соблюдая законы.
Комитет госконтроля работает по следующим основным направлениям:
1. В первую очередь, это проверки эффективности использования ресурсов и имущества банков, особенно банков с государственной собственностью. И если выявляются случаи, когда имущество используется нерационально, Комитетом госконтроля принимаются меры в соответствии с законодательством.
Пример. Во время прошлогодней проверки государственного банка специалисты КГК обнаружили, что банк устанавливал особо льготные условия кредитования отдельным частным предприятиям, собственниками или директорами которых были родственники и друзья руководства банка. Аналогичная ситуация выявлена и в дочерней лизинговой компании банка, руководитель которой все выгодные сделки осуществлял через подконтрольные ему частные фирмы.
После доклада Главе государства и обсуждения результатов проверки на правлении Нацбанка с участием заместителей Премьер-министра были сделаны серьезные оргвыводы, приведшие к смене руководства банка.
При проверках также обязательно проверяются вопросы соблюдения всеми банками норм безопасного функционирования, качества кредитного портфеля.
2. В то же время для того, чтобы снизить проверочную нагрузку на банки, придать больший вес контрольно-аналитической деятельности Комитета госконтроля, в нее внедрена система мониторинга.
Ставшие дополнением (но не заменой) к классическим камеральным, тематическим или комплексным проверкам мониторинги банков также позволяют вскрыть ситуации, создающие угрозу интересам вкладчиков. О таких опасностях Комитет госконтроля незамедлительно информирует Национальный банк. Например, в прошлом году Нацбанк после информации КГК направил в один из «проштрафившихся» банков предписание о недопустимости манипулирования доходами и расходами.
3. Видя ситуацию в банковской сфере изнутри благодаря проверкам и аналитике, Комитет госконтроля активно участвует в совершенствовании законодательства, направленном на рост эффективности и безопасности банковской системы.
Например, в 2012 году Комитет поднял важную тему о недостатках в работе наблюдательных советов банков. Проверками вскрыты серьезные недостатки в организации управления банков, на которые не обращали должного внимания представители государства в наблюдательных советах. КГК не обошел проблему стороной и по нашему предложению внесены в законодательство поправки, позволяющие улучшить корпоративное управление в банках, состав наблюдательных советов, систему контроля за рисками в банках и т.д.
4. Комитет госконтроля проводит активную работу с населением, т.е. потребителями банковских услуг. Порой банки не хотят по существу разбираться с обращениями граждан, а тем более – признавать свои вольные или невольные ошибки. При проведении контрольных мероприятий КГК всегда оценивает качество оказания банками услуг физическим лицам, доводя свои выводы по проблемным вопросам до руководителей банков.
Обращения граждан можно разделить на две категории имеющихся проблем: объективные, связанные происходящими в республике экономическими процессами, и субъективные, обусловленные соответствующим отношением работников банков к поступающим обращениям   несвоевременное реагирование или ненаправление ответа гражданину, отписки и т.п.
Можно привести ряд примеров, когда после вмешательства КГК были восстановлены права граждан.
К примеру, один из граждан обратился в Комитет госконтроля по вопросу соразмерности штрафных санкций суммам ненадлежащим образом исполненных договорных обязательств по кредиту. С марта 2010 по февраль 2011 гг. он воспользовался кредитными средствами одного из банков в размере 4 млн. руб. и практически ее погасил. При этом за допущенные  просрочки платежей с него взыскано штрафных санкций в сумме 460 тыс. руб. Кроме того, банк предъявил через суд к уплате пеню в размере 5% за каждый день просрочки, что составляет около 2 тыс. % (!) годовых. В результате только пени по договору составили 5 млн. руб. и превысили сумму предоставленного кредита и начисленных процентов. После вмешательства Комитета госконтроля и Национального банка сторонами было заключено мировое соглашение.
В другом случае гражданка обратилась в КГК по вопросу недостоверности сведений, указанных банком в ее кредитном отчете. После соответствующих разбирательств было установлено, что заявительница с целью погашения кредита внесла 14 мая 2012 г. на свой счет в банке все причитающиеся платежи. Однако банк списал с ее счета средства в погашение кредита только в конце месяца и начислил проценты за вторую половину мая, включив задолженность по процентам в ее кредитную историю. Только после вмешательства Комитета госконтроля банком были возвращены кредитополучателю излишне начисленные проценты и внесены изменения в ее кредитную историю.
В ряде случаев банки недостаточно хорошо прорабатывают типовые формы договоров, связанных с обслуживанием граждан. Так, одно из обращений касалось требования банка уплаты комиссии за обслуживание банковской пластиковой кредитной карточки, полученной при заключении кредитного договора сроком на 5 лет. Однако карточка кредитополучателю была выдана сроком на один год, а договор на ее выдачу не содержал указания на необходимость продления периода действия или выдачи новой карточки. Таким образом, требование банка о необходимости уплаты комиссии за обслуживание карточки по истечении срока ее действия было признано незаконным.
Также в Комитет госконтроля поступают обращения, ущемляющие экономические интересы граждан, обусловленные несовершенством законодательства. Например, при осуществлении гражданами операций покупки (продажи) иностранной валюты с использованием банковской карточки банки могут в течение дня изменять обменные курсы и  распространять новые курсы на ранее совершенные в этот день операции. В результате при росте курсов с карт-счетов граждан списывались дополнительные деньги. По предложению КГК Национальный банк внес изменения в законодательство, предусматривающие, что такие операции, проводимые в банкоматах и платежных терминалах банка-эмитента, осуществляются по курсам на момент совершения операции. Указанный порядок вступит в силу с 22 января, с момента вступления в силу изменений в Банковский кодекс

Фото по теме размещены в разделе «Фотогалерея» интернет-сайта Комитета госконтроля.

Все новости