Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Комитет государственного контроля
Республики Беларусь

Новости

19.11.2014

При проверке строительных организаций Брестской области выявлены многочисленные нарушения и недостатки, а также завышения стоимости работ

Как отмечено коллегией областного КГК, в Брестской области за январь-июнь 2014 г. обеспечен ввод в эксплуатацию всех 16 жилых домов, включенных в перечень объектов со сверхнормативными сроками строительства. В то же время практически в каждой проверенной строительной организации выявлены нарушения и недостатки, завышения стоимости строительно-монтажных работ, в том числе оплаченных за счет бюджета. Нарушения имели место и при приемке в эксплуатацию объектов, включая проблемные. Как показали проверки, в уже введенных домах имеются недостатки, которые подрядчик устранил только после вмешательства Комитета.
Существенные нарекания имеются к качеству разрабатываемой организациями строительной отрасли проектно-сметной документации. Так, за 10 месяцев т.г. из 1647 проектов, представленных для проведения экспертизы, по 75 – выданы отрицательные заключения, суммарное снижение стоимости строительства по результатам рассмотрения ПСД составило 282,3 млрд. руб.
Медленно идет в области аттестация предприятий капитального строительства. Всего 5 из 20 УКСов получили аттестаты соответствия для работы на объектах строительства разных классов сложности, между тем отсутствие аттестатов исключает возможность выполнения функций государственного заказчика и технического надзора.
В организациях стройкомплекса Брестчины выявлены случаи бесхозяйственного отношения к финансовым ресурсам. Например, при длительном неисполнении обязательств по поставке товарно-материальных ценностей, полностью оплаченных одним из стройтрестов, только по настоянию КГК была выставлена коммерческой структуре претензия на 1,4 млрд. рублей.
Проверками также вскрыты факты, содержащие признаки состава преступления. Так, частным строительным предприятием на 250 млн. руб. была завышена стоимость выполненных за счет бюджета строительно-монтажных работ, в связи с чем в отношении директора фирмы возбуждено 8 уголовных дел.
Кроме того, имело место осуществление строительно-монтажных работ без утвержденной и прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации, а также без разрешения органов государственного строительного надзора.
Ряд перечисленных нарушений и недостатков был установлен в работе одного из крупнейших представителей отрасли – ГППСУП «Объединение Брестоблсельстрой» и его подведомственных предприятий. Следует отметить, что из 38 предприятий Брестоблсельстроя, которым доведены показатели эффективности развития, 19 предприятий не выходят на задания по выручке от реализации продукции, товаров работ, услуг и добавленной стоимости в расчете на одного работника. Из 6 показателей социально-экономического развития 4 – под угрозой невыполнения. По итогам работы за 2013 год с убытками сработали 8 предприятий объединения. За 9 месяцев 2014 года число убыточных предприятий увеличилось в 3 раза по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
Несмотря на то, что ради улучшения экономического положения объединением проведена реорганизация подведомственных предприятий, она не дала должного экономического эффекта. В последние годы наблюдается сокращение темпов строительных работ, выполняемых Брестоблсельстроем, что в свою очередь негативно отражается на коллективе – идет отток квалифицированных кадров.
Одной из причин ухудшения финансового положения является недостаточная работа предприятий по взысканию дебиторской задолженности за выполненные работы. А привлечение банковских кредитов приводит к дополнительному вымыванию собственных оборотных средств.
Также вскрыты факты неэффективного использования купленного (в том числе с помощью кредитов) государственного имущества. Так, одним из предприятий почти 2 года не использовалось оборудование стоимостью более 100 млн. руб. Общая сумма процентов по кредиту, уплаченных до начала эксплуатации оборудования, составила почти половину его стоимости. На складе другого предприятия с 1990 года хранится не эксплуатировавшееся «новое» оборудование на сумму свыше 300 млн. рублей. На момент проверки часть оборудования была разукомплектована, подвержена коррозии и иным повреждениям.
Не в полном объеме решены задачи по модернизации предприятий Брестоблсельстроя. Из 48 мероприятий по модернизации, изначально предусмотренных к выполнению на 2014 год, на 01.10.2014 выполнено лишь 7, общие затраты на проведение мероприятий составили 5,0 млрд. руб. (менее 25% от запланированных). Притом, что за 2013 год в целом по объединению получено почти 60,0 млрд. руб. чистой прибыли.
На предприятиях Брестоблсельстроя выявлены многочисленные упущения в использовании государственного имущества. Только после проведенного КГК мониторинга на бухгалтерский учет поставлено товароматериальных ценностей на 400 млн. руб., более 20 тонн лома черных и цветных металлов, а также сдано заготовительным организациям свыше 120 тонн металлолома на сумму 200 млн. руб.
Как свидетельствуют проведенные проверки, аналогичные нарушения характерны и для других предприятий строительной отрасли. Так, по результатам проверки строительной отрасли в 32 организациях выявлено завышений стоимости строительно-монтажных работ на сумму около 5 млрд. руб., причиненного вреда на сумму 137,5 млн. рублей. В связи с этим организациям-нарушителям доначислено порядка 100 млн. руб. налоговых платежей, поставлено на учет товароматериальных ценностей на 467 млн. рублей. К административной ответственности с наложением штрафа привлечено 16 юридических лиц, 59 должностных лиц, в дисциплинарном порядке наказано 115 работников, возбуждено 10 уголовных дел.
Рассмотрев материалы контрольно-аналитических мероприятий, коллегия КГК Брестской области постановила признать работу ГППСУП «Объединение Брестоблсельстрой» и подведомственных ему предприятий неудовлетворительной. Исполнительным и распорядительным органам области указано на необходимость организации системной работы и ужесточения персональной ответственности должностных лиц за качественное формирование и своевременное выполнение планов модернизации, повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Коллегией внесен ряд предложений по оптимизации деятельности предприятий и организаций строительной отрасли региона.

Все новости