Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Комитет государственного контроля
Республики Беларусь

Новости

12.03.2013

Отсутствие контроля и нежелание заказчика экономить привели к тому, что строительство АЗС на Гродненщине обошлось в 2,7 раза дороже, чем оговорено первоначальным контрактом

Комитетом госконтроля Гродненской области в ходе проверки РУП «Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт» выявлены многочисленные нарушения при строительстве в регионе автозаправочных станций (АЗС), приведшие к тому, что вместо 49,2 млрд. рублей на создание пяти АЗС за прошлый год затрачено 54,6 млрд. рублей.
Объекты строились по договорам подряда, заключенным после подрядных торгов, проведенных заказчиком – РУП «Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт». Причем в ряде случаев торги проводились при отсутствии у заказчика проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу и утверждение. Установленный 30-дневный срок между датой размещения информации на сайте «Тендеры» и датой торгов сокращался до 13 дней, что препятствовало конкуренции среди претендентов (в тендерах участвовали 1-2 кандидата), а договора подряда с победителем – волковысским ОАО «СМТ № 32» – вместо 20 дней заключались лишь через 3-4 месяца после торгов.
При наличии строительного проекта цена предложения заказчика и подрядчика по отдельным объектам строительства определялась приблизительно. Договоры подряда по объектам также заключались с определением договорной цены как приблизительной, хотя цена предложения была одним из основных критериев при выборе победителя. Определение приблизительной, а не твердой цены в договорах подряда позволяло заказчику и подрядчику не соблюдать ее и вносить в договоры условия, позволяющие подрядчику предъявлять к оплате, а заказчику оплачивать экономически не подтвержденные затраты при строительстве.
В конкурсной документации на проведение торгов по размещению заказа на строительство АЗС, в предложенных заказчиком проектах договора подряда изначально включались условия, не выгодные заказчику – государственному предприятию. Например, предусматривалось определение стоимости материалов подрядчиком по договорным ценам, вместо средневзвешенных и (или) фактических.
Возможность включения в расчёты стоимости выполненных работ стоимости материалов по договорным ценам позволила подрядчику бесконтрольно завышать в 2-3 раза фактическую стоимость материалов при строительстве объектов АЗС. Так, под видом импортного сырья, включаемого в расчет стоимости изготовления одной тонны смеси С-4, подрядчиком использовался отечественный доломитовый щебень, который втрое дешевле украинского гранитного щебня. В итоге, при фактически сложившейся за май 2012 года стоимости смеси 98,1 тыс. руб. за тонну заказчику предъявлялась к оплате смесь стоимостью 179,4 тыс. руб. за тонну. При этом стоимость смеси оказалась дороже белорусского гранитного щебня (изначально предусмотренного проектом), а также импортного щебня.
Завышение подрядчиком цен на материалы (смесь С-4, бетон) только по двум объектам АЗС привело к завышению стоимости строительства на сумму 423,2 млн. рублей, в полном объеме оплаченных заказчиком.
Заказчиком не контролировалось исполнение условий договоров подряда, что позволило подрядчику при определении стоимости строительства объектов АЗС рассчитывать стоимость по статье «Эксплуатация машин и механизмов» без применения ресурсно-индексного метода. Из-за таких «расчетов» завышение стоимости строительства только по двум объектам составило 686,6 млн. руб. (оплачены заказчиком).
Заказчиком так же принимались к оплате и оплачивались завышенные подрядчиком транспортные затраты.
Всего по трем объектам строительства АЗС выявлено завышение стоимости строительства на сумму 1317,2 млн. рублей, чем причинён вред государственному предприятию в размере 1487,2 млн. рублей.
Отсутствие заинтересованности заказчика в эффективном и экономном расходовании денежных средств, низкий контроль за определением стоимости и качеством выполненных работ, ненадлежащая проработка конкурсной документации и договоров подряда, затягивание сроков их заключения привели к серьезному росту стоимости объектов.
Так, по одному объекту индекс изменения стоимости строительно-монтажных работ в действующих ценах к стоимости работ в ценах 2006 года в тендерном предложении и на дату заключения договора подряда составлял 2,371, а при окончательном расчете стоимости объекта – 6,123, т.е. индекс вырос на 258%. В результате стоимость строительства в текущих ценах на момент его окончания увеличилась в 2,7 раза по сравнению с первоначальной контрактной ценой (с 5,2 млрд. рублей до 14,4 млрд. рублей).
Материалы проверки направлены в компетентные органы для правовой оценки и принятия мер в соответствии с законодательством.

Все новости