Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Комитет государственного контроля
Республики Беларусь

Новости

24.12.2013

Комитетом госконтроля рассмотрены результаты проверки принимаемых мер по повышению эффективности производства и реализации молочной продукции

Результаты проверки принимаемых мер по увеличению глубины переработки молока, повышению эффективности производства и реализации молочной продукции рассмотрены в ходе коллегии Комитета государственного контроля, прошедшей под председательством руководителя ведомства Александра Якобсона.
В ходе заседания было отмечено, что в текущем году сорвано выполнение годовых заданий Республиканской программы развития молочной отрасли в 2010-2015 годах по объемам производства молока и поставкам его на переработку. Контрольные мероприятия и мониторинги, проводимые Комитетом госконтроля, свидетельствуют, что основной причиной этого является недостаточное обеспечение дойного стада качественными травяными кормами. Проведенные в текущем году масштабные проверки по вопросам качества кормов показали, что одна из основных причин падения производства молока и недостижения запланированных объемов – это элементарный недокорм скота, а также кормление дойного поголовья недоброкачественными кормами и в первую очередь – заготовленными с первого укоса трав.
Ситуация усугубляется тем, что ряд руководителей сельскохозяйственных организаций с целью создания видимого благополучия в отрасли животноводства приписывают объемы произведенного молока. Так, только в пяти проверенных хозяйствах Червенского района в текущем году установлены факты необоснованного завышения производства молока на 1,8 тыс. тонн. По результатам проверок возбуждены уголовные дела.
Не выполняется поручение Главы государства в части увеличения глубины переработки молочного сырья. С 2010 года не создано достаточное количество специализированных мощностей по концентрации и сушке кислой сыворотки и данное сырье по-прежнему сливается в канализацию. За 9 месяцев т.г. таким образом утилизировано 125 тыс. тонн молочной (творожной) сыворотки. В то же время переработка творожной сыворотки в сухую и ее последующая реализация позволила бы за это время дополнительно получить 151 млрд. руб. выручки.
Наибольшая проблема с переработкой сыворотки имеется в Гомельской области, где за последние два года переработано только  около 2% от имеющихся ресурсов. Решить эту проблему должен был ввод в эксплуатацию цеха по производству сухой молочной сыворотки на Полесском производственном участке (г. Хойники) гомельского ОАО «Молочные продукты». Однако из-за непродуманных решений местных властей и самого предприятия срок ввода объекта перенесен на следующий год, при этом с 2010 года простаивает дорогостоящее оборудование. Тем временем, за 2014 год за счет работы этого цеха страна могла заработать 127 млрд. руб. выручки.
В ряде случаев получить дополнительную прибыль не получалось из-за неверных управленческих решений руководства отдельных предприятий. К примеру, ОАО «Молочные продукты» (г.Гомель) реализовало практически в сыром виде (лишь после минимальной переработки) в 2012 году и начале 2013 года российским компаниям более 30 тыс. тонн молока. При элементарной расфасовке проданного пастеризованного молока в полиэтиленовые пакеты предприятие могло дополнительно заработать 3 млн. дол. США. Только после вмешательства Комитета госконтроля реализация молока на экспорт с низкой добавленной стоимостью была прекращена.
В отдельных случаях негативно влияют на финансовое положение молокоперерабатывающих предприятий действия их руководителей. К примеру, без особой необходимости директор ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» получил кредит в размере 10,5 млрд. руб., а спустя день погасил основную его сумму (8 млрд. руб.). Оставшиеся 2,5 млрд. руб. направлены на авансирование сельхозорганизаций и возвращены банку спустя 8 месяцев. При этом на день авансирования их задолженность за молоко перед ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» составляла уже 15 млрд. руб. Тем временем, предприятию пришлось оплатить проценты банку на сумму 465 млн. руб.
Сложившийся в 2011–2012 годах диспаритет цен на молочную продукцию на внутреннем и внешнем рынках позволял отдельным руководителям молочных заводов и их покупателям обогащаться посредством теневого экспорта молочной продукции. Так, Департаментом финансовых расследований и Комитетом госконтроля были выявлены и пресечены незаконные схемы, применяемые преступными группами в Гомельской, Гродненской и Могилевской областях. Общий доход аферистов составил более 20 млрд. руб. Используя реквизиты лжепредпринимательских структур, преступные группы приобретали на отечественных молочных заводах ликвидную продукцию (сыры, масло) якобы для реализации на внутреннем рынке, но фактически незаконным путем вывозили и реализовывали ее на территории России. Чистый доход от реализации только одной фуры сыра доходил до 15 тыс. дол. США.
Пресечение незаконной деятельности в этой сфере повлияло на увеличение официального экспорта молочной продукции в 2012 году:  он возрос до 3,4 млн. тонн против 2,9 млн. тонн в 2011 году.
На сегодняшний день биржевая торговля является наиболее оптимальной и выгодной схемой продаж молочной продукции. Подтверждением целесообразности перехода на реализацию молочной продукции через биржу свидетельствуют факты, когда российские покупатели уклоняются от уплаты налогов, а также подделывают заявления о ввозе товара с отметкой налоговой службы России. Из-за этого  4 отечественных предприятия (ОАО «Пружанский молочный комбинат», ОАО «Дятловский сыродельный завод», ОАО «Щучинский маслосырзавод» и ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат») вынуждены были уплатить за них 11 млрд. руб. налогов. По этим фактам сейчас работают правоохранительные органы.
В ходе проверок выявлены факты фиктивного оформления отгрузок продукции. Особенно характерна данная ситуация для молокоперерабатывающих предприятий Витебской области. К примеру, в течение почти двух лет на ОАО «Оршасырзавод» последними числами каждого месяца составлялись и подписывались документы на отгрузку готовой продукции (сыры, мороженое) в адрес оршанской коммерческой организации, которая фактически продукцию не получала, а впоследствии оформляла документы на ее возврат. Таких фиктивных документов было оформлено на 42 млрд. руб. Делалось это с целью выполнения показателей по снижению складских запасов. Более того, за подобную «разгрузку складов» директор и работники предприятия незаконно получили премию на общую сумму 29,8 млн. руб.
По результатам проведенных проверок возбуждено 20 уголовных дел, в бюджет взыскано 4,6 млрд. руб. налогов, доначисленных по фактам реализации продукции в адрес лжепредпринимательских структур, арестовано товарно-материальных ценностей в целях дальнейшего обращения в доход государства на сумму более 3,5 млрд. руб.
Привлечено к административной ответственности 9 юридических лиц на общую сумму 13 млрд. руб. К дисциплинарной ответственности привлечено 33 должностных лица, еще 16 должностных лиц оштрафованы на сумму 25 млн. руб.
По итогам рассмотрения данного вопроса коллегия Комитета госконтроля предложила Совету Министров:
совместно с облисполкомами конкретизировать этапы создания мощностей по концентрации и сушке молочной сыворотки, обозначенные в Республиканской программе развития молочной отрасли в 2010 – 2015 годах, а также принять необходимые меры по обеспечению выполнения заданий по производству молока в сельскохозяйственных организациях и объемам его поставок перерабатывающим организациям;
принять меры по концентрации продажи молочной продукции через ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»;
Минсельхозпроду поручено:
совместно с Гомельским облисполкомом принять меры по ускорению реализации проекта по освоению производства сухой молочной сыворотки на Полесском производственном участке ОАО «Молочные продукты» (а также привлечь к ответственности виновных в срыве реализации этого проекта);
осуществлять эффективную ценовую политику на рынке молочных продуктов путем своевременного реагирования на конъюнктуру цен внешнего рынка.
Наряду с этим предложено привлечь к ответственности председателей комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию всех облисполкомов (за срыв заданий Республиканской программы развития молочной отрасли в 2010-2015 годах по производству молока в сельскохозяйственных организациях).
Эффективность работы молокоперерабатывающей отрасли с учетом устранения выявленных Комитетом госконтроля нарушений предполагается рассмотреть в феврале следующего года на заседании Президиума Совета Министров.

Все новости