На коллегии Комитета государственного контроля Витебской области 17.11.2023 рассмотрен вопрос полноты принимаемых мер по повышению эффективности организации пассажирских перевозок и деятельности организаций, их осуществляющих, а также заслушаны предложения по задействованию дополнительных резервов для безусловного выполнения поручений Главы государств в данной сфере.
В настоящее время в республике реализуется Комплекс мер по решению проблем в сфере перевозок пассажиров, в котором учтены предложения Комитета государственного контроля, внесенные Главе государства.
Выполнение некоторых мероприятий принесло определенный положительный эффект. Однако ряд проблемных вопросов не решен.
Результаты контрольных мероприятий выявили незадействованные резервы в общей сумме порядка 4 млн. руб. по сокращению затрат и снижению убытков за счет оптимизации сверхнормативной численности, передачи непрофильных активов (общежития, оздоровительный лагерь), вовлечения в хозоборот неиспользуемого имущества, взыскания долгов и др.
Не прекращаются жалобы со стороны населения на несоблюдение расписания перевозок.
В настоящее время 40% пассажиров перевозят частники и за счет минимизации своих расходов создают недобросовестную конкуренцию государственному перевозчику. Также существует проблема нелегальных перевозчиков. Выявлены предпосылки для сокрытия выручки, минимизации отчислений в ФСЗН и подоходного налога, выплаты дополнительной части зарплаты «в конвертах».
По результатам проверок УДФР по Витебской области только по двум частным перевозчикам доначислены налоги в сумме более 1,2 млн. руб. и возбуждено уголовное дело.
Коллегией предложено Витебскому облисполкому совместно с причастными принять дополнительные меры по безусловному выполнению поручений Главы государства по повышению эффективности пассажирских перевозок, в том числе организовать работу по изучению пассажиропотока для дальнейшей оптимизации маршрутной сети и перераспределению социальных городских маршрутов с низким пассажиропотоком между государственным и частными перевозчиками; по привлечению и закреплению водителей у государственного перевозчика; по созданию условий для отдыха водителей на конечных остановочных пунктах; а также обеспечению снижения затрат и повышения окупаемости пассажирских перевозок собственными доходами.
Контрольные мероприятия по данному вопросу будут продолжены.