Коллегией Комитета области отмечено, что после вступления в силу с 01.01.2018 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 значительно уменьшилась проверочная нагрузка на субъекты области. За 2019 год было проведено 1148 проверок (847 выборочных и301 внеплановая), или 13,2% в общем количестве проверок по республике. Правом проведения проверок воспользовались территориальные подразделения 19 государственных органов (из 25 уполномоченных).
В целом контролирующими и надзорными органами области приняты определенные меры по организации контрольной (надзорной) деятельности в соответствии с требованиями законодательства в новых условиях работы, повышению эффективности и усилению ее профилактической направленности.
Вместе с тем Комитетом области выявлен ряд нарушений и недостатков при планировании, организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий, оформлении их результатов.
Так, проведенная отдельными органами работа по планированию в 2019 году выборочных проверок не обеспечила в полном объеме надлежащий отбор высокорисковых субъектов: отбор субъектов для включения в план производился исходя из критически минимального количества критериев (например, при 13 утвержденных критериях применялось для расчетов 1-2), что ставило под сомнение соблюдение принципа отбора.
В ряде случаев не были соблюдены установленные требования при формировании и исполнении плана выборочных проверок.Допущен факт непроведения запланированной проверки субъекта Ушачского района, что привело к невозможности изучения у данного субъектавопросов соблюдения пожарной безопасности в плановом порядке, так как исходя из требований законодательства следующая выборочная проверка субъекта, не проведенная в соответствии с планом и не исключенная в установленном порядке, может быть запланирована как данным контролирующим (надзорным) органом, так и его вышестоящим органом только по истечении 3 календарных лет (после 2022 года).
При минимальном количестве проводимых проверок отдельными органами допускались нарушения требований Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности» при их организации и оформлении результатов. Не всегда при составлении актов проверок указывались обязательные сведения: акты законодательства, требования которых нарушены, и предусмотренная ответственность за такие нарушения, должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства, период работы руководителя проверяемого субъекта в занимаемой должности в проверяемом периоде, кем и когда были проведены предыдущие проверки за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка, реквизиты расчетных счетов, местонахождение проверяемого субъекта, учетный номер плательщика и др.
Одной из основных форм государственного контроля отдельных уполномоченных органов стало проведение мониторингов. При этом ряд мониторингов проводился с нарушением требований Указа № 510: изучались документы, связанные с деятельностью субъектов, брались копии документов и объяснения от представителя субъекта и др., что допускается только при проведении проверок.
На фоне незначительного количества проводимых проверок отдельными контролирующими и надзорными органами допускались в нарушение требований Указа № 510 факты необоснованных выходов к субъектам и проведения мероприятий, не относящихся ни к одной из утвержденных форм контроля.Отдельные органы не применяли предусмотренные законодательством формы государственного контроля или не активно их использовали (в течение года вообще не проводили проверки или мониторинги в подконтрольных сферах).
Допускались факты несвоевременного внесения в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь сведений о проведенных проверках и их результатах, а также нарушения порядка внесения сведений в книги учета проверок субъектов (не заполнялись предусмотренные графы или вносились сведения о мероприятиях, не являющихся проверками).
В целом по результатам проведенных Комитетом области в 2019 году контрольных мероприятий за допущенные нарушения при осуществлении контрольной и надзорной деятельности привлечены к дисциплинарной или материальной ответственности 46 должностных лиц контролирующих и надзорных органов области.
Коллегией Комитета области поручено уполномоченным органам области выработать меры по исключению нарушений, выявленных Комитетом области, и обеспечить безусловное соблюдение требований законодательства при выполнении возложенных функций государственного контроля и надзора.