В Республике Беларусь в целях стимулирования экономики и развития бизнеса Декретом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 года № 6 «Остимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» субъектам предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений и сельской местности предоставлены определенные льготы, в том числе право самостоятельно определять поставщиков продукции, товаров (работ, услуг).
При этом проводимые Комитетом государственного контроля Гомельской области контрольно-аналитические мероприятия показывают, что отдельные должностные лица государственных предприятий или предприятий с долей государства в уставном фонде воспринимают упрощение порядка осуществления закупок как возможность не выполнять свои должностные обязанности.Указанные лица при выборе поставщиков товарно-материальных ценностей не утруждали себя элементарными расчетами с целью соблюдения экономических интересов предприятия.
Одним из негативных примеров безответственного отношения к своим должностным обязанностям руководителя и специалистов являются результаты мониторинга производственного унитарного предприятия «Калинковичский молочный комбинат»
В 2018 году предприятие при формальном изучении конъюнктуры рынка, без организации конкурентных процедур закупки у одной из посреднических структур приобрело более 400 наименований товаров (от запасных частей и комплектующих к собственному оборудованию до расходных материалов к доильному оборудованию, эксплуатируемому сельхозорганизациями) на общую сумму около 1,5 млн. руб.
При этом реализованные молочному комбинату товары указанной посреднической структурой закупались через цепочку других посредников.
В результате цены, сформированные цепочкой посредников на товары поставленные предприятию, до 2 раз превышали цены производителей или первых импортеров.
Например, предприятие через цепочку из 2-3 посредников приобрело компрессоры, электродвигатели, приводы, пульсаторы по ценам, в 1,6 - 1,9 раза превышающим цены первых импортеров.
При этом, ПУП «Калинковичский молочный комбинат» в дальнейшем реализовало целый ряд товарно-материальных ценностей, приобретенных через посредников, хозяйствам области.
Например, продукция ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» систематически приобреталась через посредников по ценам, в 1,7 раза превышающим отпускные цены производителя.
В дальнейшем ПУП «Калинковичский молочный комбинат» реализовало указанную продукции сельхозорганизациям области.
В результате использования посреднических схем закупок товаров ПУП «Калинковичский молочный комбинат» в 2018 году понесло дополнительные расходы в размере около 0,5 млн. руб., что отрицательно отразилось на финансовых результатах работы как самого предприятия, так и ряда сельхозорганизаций области.
Руководитель предприятия и ряд главных специалистов, участвовавших в организации указанных закупок, уволены. Материалы контрольно-аналитических мероприятий направлены в органы финансовых расследований.
Вопрос необоснованных закупок товарно-материальных ценностей через посреднические структуры рассмотрен на коллегии Комитета области, на которой ОАО «Управляющая компания холдинга «Гомельская мясо-молочная компания» предложено принять меры, исключающие необоснованное посредничество при проведении закупок предприятиями, входящими в холдинг, а так же рассмотреть вопрос об организации централизованной закупки наиболее востребованных в производстве товарно-материальных ценностей для всех предприятий холдинга.