Комитет государственного контроля является высшим органом финансового контроля Республики Беларусь.
В соответствии с Главой 8 Раздела VI
Конституции Республики Беларусь Комитет государственного контроля осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
В своей деятельности Комитет государственного контроля подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Систему органов Комитета государственного контроля образуют центральный аппарат Комитета государственного контроля, его территориальные органы, территориальные органы финансовых расследований Комитета государственного контроля. В структуру Комитета государственного контроля входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга и иные структурные подразделения.
В соответствии с Положением о Комитете государственного контроля Республики Беларусь Комитет государственного контроля решает следующие задачи:
защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
проверка выполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за исполнением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет;
осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;
осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;
проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере;
выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики;
предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере;
принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
ведение в установленном порядке административного процесса;
выполнение иных задач в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.
Деятельность Комитета государственного контроля и его территориальных органов осуществляется на принципах:
- законности;
- соблюдения и охраны интересов государства, прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе индивидуальных предпринимателей и организаций;
- единства системы органов Комитета государственного контроля и централизации управления ими;
- открытости и гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и законных интересов граждан и организаций, о государственных секретах и иной охраняемой законодательными актами тайне;
-
- презумпции добросовестности и невиновности организаций и граждан, в отношении которых в соответствии с законодательными актами проводятся контрольные мероприятия;
- равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов.
Комитету государственного контроля предоставлены следующие полномочия:
-
осуществление контрольной деятельности, в том числе проведение проверок;
- административно-процессуальная деятельность;
- оперативно-розыскная деятельность;
- уголовно-процессуальная деятельность и другие полномочия.
Внедрение новых прогрессивных методов контроля, включая аудит эффективности, позволяют Комитету государственного контроля при снижении контрольной нагрузки на субъекты хозяйствования получать объективную информацию о положении дел в реальном секторе экономики, оперативно разрешать имеющиеся трудности на местах, расширять спектр исследуемых проблем, а также повышать оперативность и эффективность контрольных мероприятий.
По результатам контрольно-аналитических мероприятий Комитет формирует конкретные предложения по разрешению выявленных проблем, устранению системных причин и условий, препятствующих достижению запланированных целей, использованию резервов в экономике и социальной сфере.
Также Комитет широко применяет различные формы упреждающего контроля и профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений.