В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16.07.2008 г. «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» и со статьей 29 Жилищного кодекса услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к основным жилищно-коммунальным услугам, договор на оказание данной услуги является публичным.
Согласно статье 52 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров от 12.06.2014 г. № 571, исполнитель обязан предложить к заключению договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении жилых домов (жилых помещений), расположенных в границах обслуживаемой исполнителем территории и находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании плательщиков жилищно-коммунальных услуг, зарегистрированных и не зарегистрированных по месту жительства в данных жилых домах (жилых помещениях), при наличии технической возможности оказания услуг по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов.
Неоказание конкретному потребителю (или в отношении одного дома) услуги по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов технически невозможно, так как организации жилищно-коммунального хозяйства оказывают данную услугу в населенном пункте на постоянной основе в соответствии с утвержденными схемами обращения с отходами и несут связанные с этим затраты (заработная плата рабочих, транспортные расходы и т.д.).
Однако некоторые граждане уклоняются от заключения таких договоров в нарушение статьи 18 Закона, согласно которой потребитель обязан заключить договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг, подготовленный и представленный исполнителем.
Следует отметить, что заключение договора является для потребителей жилищно-коммунальных услуг гарантией защиты своих прав в случае оказания этой услуги с недостатками либо ее неоказания (постановление Совета Министров от 27.01.2009 г. № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»).
Обязанность внесения платы за жилищно-коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения со дня возникновения права собственности на эти помещения (пункт 4 Положения, пункт 2 статьи 29 Жилищного кодекса).
Немало ситуаций, когда на селе дома используются под дачу (для временного проживания), а также когда в частном доме никто не зарегистрирован. При этом владельцы домов, в которых никто не зарегистрирован, должны заплатить за обращение с твердыми коммунальными отходами, исходя из нормативов их образования на одного плательщика жилищно-коммунальных услуг по субсидируемым тарифам для населения (пункт 52 Положения).
Установление нормативов образования твердых коммунальных отходов входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов. Они имеют право установления отдельного норматива для жилых домов, находящихся в сельской местности, в которых отсутствуют зарегистрированные (проживающие) граждане и которые используются в летний период в целях выращивания плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур, создания условий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей.
Таким образом, отказ .граждан, имеющих в собственности жилые дома, от заключения договора не освобождает их от внесения оплаты за услуги по обращению с ТКО (пункт 5 статьи 29 Жилищного кодекса).
Все новости