Нами обобщены результаты контрольных мероприятий за 2017 год, проанализированы наработки уполномоченных органов текущего года. Рассмотрение итогов вынесено на заседание коллегии Комитета области по теме «О результатах контрольных мероприятий по вопросу соблюдения уполномоченными органами Витебской области законодательства, регулирующего контрольную (надзорную) деятельность, и принимаемых мерах по повышению эффективности деятельности». Основная цель – показать, какие нарушения допускались в прошедшем периоде и упредить их в новых условиях работы. Проведенные контрольные мероприятия показали, что отдельными контролирующими и надзорными органами Витебской области не обеспечивалась надлежащая эффективность и законность деятельности, что приводило к низкой результативности, обременению субъектов дополнительными проверочными мероприятиями. Как следствие, имеются предпосылки возможных нарушений и упущений в новых условиях работы.Анализ работы уполномоченных органов за 2017 год показал, что по итогам более 500 проверок не выявлены нарушения требований законодательства в подконтрольных (поднадзорных) сферах и составлялись справки. В отдельных случаях допущены факты проведения проверок субъектов, не осуществлявших хозяйственную деятельность на момент проверки. Таким образом, указанными органами не обеспечена должная проработка деятельности субъектов при их выборе для проведения проверки и допущены проверки добросовестных субъектов. С учетом новых требований законодательства подобные действия недопустимы и могут являться основанием для применения мер административной ответственности к руководителю уполномоченного органа, назначившему проверку. В текущем периоде адаптации работы к новым условиям резко уменьшилось количество проводимых в области внеплановых проверок, в том числе вследствие значительного сокращения перечня уполномоченных органов и сфер их контрольной деятельности. В целом согласно сведениям ИАС КНД (на 26.03.2018) в 2018 году проведено 96 внеплановых проверок. В соответствующем периоде прошлого года (на 26.03.2017) проведено 888 внеплановых проверок (больше в 9,7 раза).Одной из основных форм государственного контроля отдельных уполномоченных органов стало проведение мониторингов. Выборочный анализ проведенных мониторингов показал, что в ряде случаев допускались факты нарушения установленного законодательством порядка их проведения и фактически проводились мероприятия с использованием полномочий, предоставленных законодательством должностным лицам контролирующих (надзорных) органов при проверках (изучение документов, касающихся деятельности и имущества проверяемого субъекта). На фоне незначительного в текущем году количества проводимых проверок допущены факты необоснованных выходов к субъектам. Так, по результатам рассмотрения обращения, поступившего в феврале на «горячую линию» Комитета области, прекращены несоответствующие законодательству надзорные мероприятия, проводимые с января 2018 г. государственным учреждением «Витебский зональный центр гигиены и эпидемиологии» (далее – Витебский ЦГЭ) в отношении отдельных субъектов предпринимательства г.Витебска.В частности, по инициативе Витебского ЦГЭ с ссылкой на приказ Минздрава 2003 года, не распространяющего действие на организации здравоохранения негосударственной формы собственности и индивидуальных предпринимателей, был осуществлен выход к 42 субъектам г.Витебска, осуществляющим медицинскую деятельность, у которых с использованием полномочий, предоставленных законодательством надзорным органам для проведения проверочных мероприятий, изучалась документация, связанная с осуществлением деятельности, осматривался медицинский инвентарь. В результате должностными лицами Витебского ЦГЭ при отсутствии оснований были организованы и проведены не соответствующие законодательству мероприятия, имеющие признаки внеплановых проверок. Благодаря вмешательству Комитета области указанные мероприятия прекращены. Привлечены к дисциплинарной ответственности должностные лица учреждения.Важнейшим приоритетом работы контролирующих и надзорных органов в новых условиях становится качество контроля. От системности, качества и объективности государственного контроля во многом зависит обеспечение экономической и общественной безопасности, финансовой стабильности и развития региона. Вместе с тем в ряде случаев отдельными уполномоченными органами допускались факты не принятия предусмотренных законодательством мер по обеспечению надлежащего контроля в подконтрольной сфере. В первую очередь отдельными местными исполнительными и распорядительными органами и их структурными подразделениями.Имели место факты некачественного проведения проверок в части не выяснения всех существенных для принятия обоснованных решений фактов и обстоятельств и (или) неизучения проверяющими отдельных подлежащих проверке вопросов. Не обеспечивалась полнота принятия предусмотренных законодательством мер по реализации материалов проверок. Не выполнялись в полном объеме обязанности по внесению предложений по результатам проведенных проверок о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия которых повлекли нарушения.Допускались факты не выполнения в полном объеме возложенных законодательством на контролирующие и надзорные органы обязанностей по своевременному внесению всех предусмотренных сведений о проверках в базу ИАС КНД. В целом по результатам контрольных мероприятий Комитета области, проведенных в 2017 году и текущем периоде 2018 г., за допущенные нарушения и недостатки при осуществлении контрольной и надзорной деятельности привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности 40 должностных лиц.С принятием Указа № 376 еще более усилена ответственность должностных лиц контролирующих и надзорных органов, в том числе за допущенные грубые нарушения при проведении проверок. Ужесточены основания для выхода на проверки. Вместе с тем важнейшим приоритетом остается качество контроля. Коллегия Комитета области нацелила руководителей контролирующих и надзорных органов на выработку мер, обеспечивающих выполнение поручений Главы государства по выстраиванию системы эффективного и качественного государственного контроля по всем входящим в компетенцию вопросам. Поручено исключить проведение мероприятий предупредительного характера с использованием полномочий, предоставленных законодательством при проведении проверок. В каждом случае при принятии решения о назначении проверки должна изучаться возможность выявления и устранения нарушений законодательства иными формами государственного контроля (надзора). В целом должно быть обеспечено надлежащее качество контроля во всех подконтрольных (поднадзорных) сферах с использованием всего того комплекса форм, которые на сегодня предусмотрены законодательством.
Все новости