Типичные нарушения, выявляемые Комитетом госконтроля при проверках объектов общепита, оказывающих услуги по питанию работающих по месту трудовой деятельности
21.09.2012
Практически во всех проверенных объектах общественного питания, расположенных на предприятиях и в организациях, выявлены:
1. Факты отпуска рабочим неполновесных блюд и нарушения технологии приготовления блюд, реализация кулинарной продукции, изготовленной с использованием продовольственного сырья с истекшими сроками годности (хранения). По заключениям химико-технологических пищевых лабораторий, взятые для проверки образцы кулинарной продукции по химическому составу и пищевой ценности не отвечали требованиям технических нормативных правовых актов на конкретный вид продукции (рецептуре, технологической карте и др.).
За нарушения требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 23.12 КоАП – наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо до 100 % от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, услуг), а при невозможности ее установления – до 500 базовых величин.
2. Нарушения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, требований технических нормативных правовых актов о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов (предусмотрена административная ответственность по статье 16.8 КоАП – штраф от 2 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя до 50 базовых величин, с юридического лица – до 200 базовых величин).
3. Нарушения требований законодательства по вопросам ценообразования (предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 12.4 за нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) – штраф в размере до 40 базовых величин, по части 2 статьи 12.4 КоАП – за завышение предельного размера торговой надбавки к отпускным ценам производителей на социально значимые товары – штраф на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации этих товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством).
4. Нарушения правил торговли в части организации работы торговых объектов, выразившиеся в несогласовании режима работы и закрытия торговых объектов с местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном Минским горисполкомом, в отсутствие на фасаде, входных дверях помещений торговых объектов необходимой информации о наименовании, типе торгового объекта, наценочной категории, режиме работы, о номере специального разрешения (лицензии) (предусматривается административная ответственность по части 1 статьи 12.17 КоАП – штраф в размере от 2 до 10 базовых величин).
5. Нарушения правил пользования средствами измерений, в частности, использование неповеренных весов (предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 23.13. КоАП – штраф в размере от 10 до 30 базовых величин).
6. Нарушения установленного порядка приема наличных денежных средств (предусмотрена административная ответственность по статье 12.18. КоАП – штраф в размере от 20 до 50 базовых величин).
7. Нарушения порядка использования кассового оборудования (предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 12.20. КоАП – штраф с индивидуального предпринимателя в размере до 100 базовых величин, а с юридического лица – от 10 до 200 базовых величин).
Кроме того, при проверках «заводского общепита» установлено, что:
вопрос обеспечения объектов торговли и общественного питания платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек в соответствии с установленными законодательством Республики Беларусь требованиями решен не на всех предприятиях, несмотря на то, что заработная плата работников промышленных предприятий и организаций, в основном, перечисляется на банковские пластиковые карточки;
зачастую нарушается порядок организации работы с книгой замечаний и предложений (выявлены факты неведения книги замечаний и предложений, нарушения порядка ее ведения, отказа в выдаче книги, нерассмотрения по существу заявлений и др.) – предусмотрена административная ответственность по статье 9.24. КоАП – штраф от 4 до 10 базовых величин;
нарушаются требования законодательства по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности (в основу учетной политики положены нормативные документы, утратившие силу, не соблюдался порядок проведения инвентаризаций, не удержание и не перечисление суммы подоходного налога с физических лиц при выплате денег за сданную плодоовощную продукцию при отсутствии у сдатчиков оснований для освобождения от подоходного налога и т.д.) – предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 12.1 КоАП – штраф от 4 до 20 базовых величин;
имеют место случаи нарушения законодательства о труде в части своевременности выплаты заработной платы, влекущие административную ответственность по части 1 статьи 9.19 – штраф в размере от 4 до 20 базовых величин, на юридическое лицо – до 100 базовых величин;
нарушается порядок представления данных государственной статистической отчетности (искажение данных) – предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 23.18. КоАП – штраф от 20 до 100 базовых величин, а в случае если это повторное нарушение в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения – штраф уже налагается в размере от 100 до 200 базовых величин.