Опыт Беларуси по реформированию контроля был презентован на специализированном международном семинаре в Москве
23.06.2015
В июне т.г. в Москве состоялся семинар «Наука реализации: Внедрение риск-ориентированной модели в контрольно-надзорную деятельность», целью которого было познакомить заинтересованные стороны с международной практикой внедрения риск-ориентированного подхода. Мероприятие было организовано Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, сопровождающим реформу контрольно-надзорной деятельности в стране, и представительством Всемирного Банка в России.
В семинаре участвовали эксперты Всемирного банка, представители Администрации Президента Российской Федерации, Генпрокуратуры, деловых объединений и ассоциаций, ряда аналитических центров по вопросам контрольной деятельности, федеральных министерств и ведомств России. Для участия в мероприятии в режиме видеосвязи были приглашены и специалисты Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Для Российской Федерации вопрос изучения международного опыта по упорядочению контроля представляет особый интерес. За последние три года руководством России сделан ряд поручений, направленных на совершенствование работы министерств и ведомств в части контрольно-надзорных полномочий. Так, с целью повышения эффективности контрольной и надзорной деятельности Президент России поручил до 1 сентября 2015 года внести в Государственную думу проект закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле. В новый закон должен быть заложен переход на риск-ориентированный принцип при осуществлении контрольной и надзорной деятельности, разграничение сферы применения контрольной, надзорной и разрешительной деятельности, создание единого реестра проверок, обеспечение открытости контроля и в целом его упорядочение.
В настоящее время российское Минэкономразвития представило Экспертному совету доработанный проект закона о контроле. Свое мнение по данному вопросу высказали Высшая школа экономики и Российская Академия Наук, которые предложили сделать упор на наиболее опасные объекты и проверять их чаще, а средние и малые компании с минимальным уровнем риска освободить от частых визитов контролеров. Параллельно российские пилотные ведомства (Роструда, Роспотребнадзор, ФНС, МЧС, Ростехнадзор и др.) разработали свои модели ведомственных планов по внедрению риск-ориентированного подхода. Сейчас Экспертному Совету предстоит создать такой документ, который бы учитывал мнение всех заинтересованных, а также передовой опыт по реформированию контроля иных государств.
Как отмечено на семинаре российской стороной, Всемирный банк тесно сотрудничает с Минэкономразвития в вопросах улучшения инвестиционного климата. Правительство России учитывает результаты рейтинга Всемирного Банка по благоприятности условий ведения бизнеса, работает над улучшением этих показателей. В критерии рейтинга входят вопросы организации контроля и его влияния на бизнес-климат в стране, а риск-ориентированный подход в процессе контроля является своего рода лакмусовой бумажкой. По результатам 2014 года среди 189 стран, охваченных исследованием, Россия занимает 62 позицию, Беларусь – 57.
О международном опыте внедрения риск-ориентированного подхода на семинаре рассказал старший консультант по регуляторной реформе Группы Всемирного банка, генеральный директор по законодательству и регулированию правительства Великобритании (в отставке) Дональд Макрай.
По его мнению, первый шаг при риск-ориентированном походе – это анализ риска, с него должно начинаться планирование проверочной деятельности. Как отметил британский эксперт, перед началом внедрения в любой стране риск-ориентированного подхода надо четко понимать, что представляет собой уже существующая система контрольно-надзорной деятельности. Он напомнил, что в Великобритании в 2005 году началась мощная реформа регуляторов и до конца этот процесс еще не завершен. На предприятия малого бизнеса британские власти пытаются распространить концепцию персонифицированного регулирования, аналогичную ситуации с крупным бизнесом, когда компании получают консультации от органов регулирования. Таким образом, происходит тесное взаимодействие между бизнесом и контролирующими органами. Д.Макрай также отметил, что 75% контроля за соблюдением требований в Великобритании приходится на органы местного самоуправления и их собственных инспекторов (их в стране – 433).
В свою очередь начальник отдела координации деятельности контролирующих (надзорных) органов главного аналитического управления Комитета госконтроля Беларуси Данута Рыжикова выступила с докладом «Опыт Республики Беларусь: реформирование контрольной (надзорной) деятельности». В своем выступлении Д.Рыжикова сделала акцент на практических результатах реализации реформ в контрольной и надзорной деятельности, а также на внедрении риск-ориентированного подхода к определению объектов проверок.
Опыт Беларуси по реформированию контроля, в том числе переход на планирование проверок исходя из отнесения субъектов к группам риска, формирование единого координационного плана, периодичность проверок, мораторий для проверок вновь созданных организаций и добросовестных субъектов, создание автоматизированного реестра проверок вызвал живой интерес и одобрение российских участников семинара, а также международных экспертов.
В целом участие в данном мероприятии позволило белорусской стороне получить новую информацию о практике и передовом опыте контроля и надзора в иных странах, что будет способствовать дальнейшему совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь.