Работа надзорных органов должна быть в подавляющем большинстве направлена на профилактику правонарушений. По ряду надзорных органов вместо проверок следует ввести в практику такие формы, как наблюдение, техническая поверка, контроль технического состояния поднадзорных объектов. Настало время провести ревизию количества надзорных органов в целом, пересмотреть их задачи и полномочия, а также их многочисленные регламенты и стандарты, порой датируемые 50-ми годами прошлого века.
Вместе с тем практика применения Указа № 510 показала, что в этом документе есть шероховатости, на которые указывало в том числе и бизнес-сообщество. В связи с этим было решено внести проект нормативного правового акта, предусматривающего комплексную корректировку названного Указа с учетом наработанной практики.
Говоря о форме контрольных мероприятий, одним из важных направлений станет упреждающая работа. Одним из способов профилактики будет также проведение мероприятий с участием бизнес-сообщества.
Таким образом, профилактические мероприятия станут системными в контрольной деятельности, а результатом должно быть снижение количества правонарушений. При этом наказание не должно быть самоцелью. В случае привлечения к ответственности принимаемые меры должны быть соразмерны степени причиненного вреда.