Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

С 22 апреля т.г. вступают в силу изменения в законодательстве, связанные с противодействием лжепредпринимательству

20.04.2016
С 22 апреля т.г. вступают в силу изменения в законодательстве, связанные с противодействием лжепредпринимательству
С 22 апреля т.г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 19 января № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов», которым закрепляется механизм самостоятельного налогообложения субъектами предпринимательской деятельности хозяйственных операций с лжеструктурой по предписанию органов финансовых расследований. 
Об особенностях нового законодательства сегодня сообщил представителям СМИ во время пресс-конференции заместитель Председателя Комитета госконтроля – директор Департамента финансовых расследований Игорь Маршалов. 
И.Маршалов отметил, что за последние три года органами финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее – ОФР) пресечена деятельность более 1 тыс. лжепредпринимательских структур, клиентами которых являлись более 9 тыс. субъектов хозяйствования. С 2013 года по фактам лжепредпринимательства субъектам реального сектора экономики, взаимодействовавшим с лжеструктурами, предъявлено к уплате более 1,4 трлн. рублей, из которых в бюджет взыскано около 500 млрд. руб. 
Наряду с совершенствованием форм и методов работы противодействия лжепредпринимательству, ОФР активно участвует в законотворческом процессе, внося соответствующие предложения в действующее законодательство, в том числе и в сфере борьбы с лжепредпринимательством. Значительным шагом в этом направлении стало подписание Главой государства Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488, разработка которого велась при непосредственном участии Департамента финансовых расследований. Данным документом помимо установления единого порядка налогообложения хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами, создавался Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (так называемый реестр лжепредпринимательских структур). 
Находясь в свободном доступе, данный Реестр предоставляет субъектам хозяйствования возможность проверить своих контрагентов на предмет их нахождения в Реестре и оценить возможные последствия оформления первичных учетных документов с их участием. В настоящее время в Реестр включено более 6,6 тыс. субъектов хозяйствования. 
Вместе с тем практика противодействия лжепредпринимательству показала, что использование существующих механизмов призвано бороться с последствиями деятельности лжеструктур, а не с его причинами. При этом, несмотря на очевидные факты фиктивной деятельности подобных структур, контролирующим органам необходимо собрать доказательства фиктивности каждой в отдельности хозяйственной операции и при их достаточности предъявлять к уплате налоговые платежи. Учитывая постоянно существующий спрос на услуги лжепредпринимателей, данные обстоятельства не позволяют в достаточной степени оперативно выявлять и пресекать схемы ухода от налогообложения субъектами хозяйствования, пользующимися услугами лжеструктуры, количество контрагентов которой может исчисляться сотнями. 
В этой связи Указом Президента Республики Беларусь от 19 января № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов», инициатором и разработчиком которого выступал Комитет государственного контроля, закрепляется механизм самостоятельного налогообложения субъектами предпринимательской деятельности хозяйственных операций с лжеструктурой по предписанию ОФР. 
Основанием для вынесения указанного предписания будет являться заключение Департамента финансовых расследований, составленное в отношении лжепредпринимательской структуры и содержащее указание об отсутствии у оформленных с ее участием документов юридической силы. При этом такой структурой будет признаваться субъект, включенный в реестр лжепредпринимательских структур и фактически не участвовавший в совершении хозяйственных операций. В этих целях ОФР сбор доказательств будет осуществляться не по каждой в отдельности хозяйственной операции, а по деятельности лжеструктуры в целом. 
В качестве меры стимулирующего характера субъекты хозяйствования, исполнившие предписания и добровольно уплатившие налоговые платежи, освобождаются от административной ответственности. В случае несогласия выполнить вышеуказанное предписание будет проведена в установленном порядке проверка субъекта и при выявлении нарушений применены соответствующие меры ответственности в полном объеме. 
Кроме того, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности предоставлена возможность обжалования, в том числе в суд, составленного в отношении лжеструктуры заключения, а также автоматического аннулирования вынесенного в адрес ее контрагента предписания, если по его содержанию будут представлены возражения. 
Реализация указанных мер создаст условия неотвратимости исполнения налоговых обязательств при осуществлении взаимоотношений с лжеструктурами, что сделает экономически невыгодным использование их услуг, а значит, приведет к отсутствию спроса на них и впоследствии к значительному сокращению их количества.  
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.