Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Комитет госконтроля проверил отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения за 2018 год

08.07.2019
Комитет госконтроля проверил отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения за 2018 год
Комитетом госконтроля в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», а также статьей 23 Бюджетного кодекса Республики Беларусь проведена проверка и подготовлено Заключение на отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2018 год.

Проверка Комитета госконтроля подтвердила достоверность данных, содержащихся в отчете об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2018 год (бюджет фонда).

С учетом уточнений бюджет фонда на 2018 год был утвержден по доходам в сумме 14 004 107,7 тыс. рублей, по расходам – 13 809 079,1 тыс. рублей, с превышением доходов над расходами на 195 028,6 тыс. рублей.

За 2018 год доходы бюджета фонда составили 13 929 944,7 тыс. рублей, или 102,6% к плану, утвержденному Законом «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2018 год», и 99,5% к уточненному плану.

По сравнению с 2017 годом доходы бюджета фонда увеличились на 11,8%. Наибольшие доходы в бюджет фонда поступили от плательщиков г. Минска, Минской и Гомельской областей.

На темп роста доходов бюджета фонда в прошлом году оказали влияние два фактора: снижение количества лиц, занятых в экономике, и рост среднемесячной заработной платы в республике.

Согласно оценке Белстата за 2018 год, численность лиц, занятых в экономике страны, составила 4 335,5 тыс. человек и сократилась по сравнению с 2017 годом на 18,3 тыс. человек, или на 0,4%. Фонд заработной платы, включая малые и микроорганизации, за прошлый год составил 40,2 млрд. рублей, или на 11,7% выше расчетного показателя (36 млрд. рублей). Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников достигла 938 рублей и увеличилась по сравнению с 2017 годом на 14% (822,8 рубля).

Следует отметить, что в 2018 году, как и в предыдущем, основной рост среднемесячной заработной платы произошел в последнем месяце года.

Так, если за январь-ноябрь 2017 года среднемесячная заработная плата выросла на 135 рублей, или в среднем за месяц прирастала на 12,3 рубля, то за декабрь она увеличилась на 121,3 рубля.

Отрицательное влияние на уровень доходов бюджета фонда продолжает оказывать сложившаяся в республике ситуация с наличием вынужденной неполной занятости работников организаций (несмотря на ее ежегодное сокращение), а также наличие просроченной задолженности по уплате обязательных страховых взносов, которая на 1 января текущего года составляла 96,8 млн. рублей.

Основным источником доходов бюджета фонда являлись обязательные страховые взносы, которые в 2018 году составили 12 796 073,8 тыс. рублей, или 91,9% от общих доходов бюджета фонда, и исполнены на 108% к утвержденному Законом плану и на 100,7% к уточненному плану. По сравнению с 2017 годом данные доходы увеличились на 17,4%.

Поступления взносов на профессиональное пенсионное страхование в 2018 году составили 115 528 тыс. рублей (0,8% в доходах бюджет фонда), или 100,6% к утвержденному Законом плану и 101,3% к уточненному плану, и по сравнению с 2017 годом увеличились на 15,5%.

Доходы бюджета фонда от уплачиваемых банками процентов за пользование денежными средствами государственного социального страхования и от размещения средств профессионального пенсионного страхования составили 113 717,1 тыс. рублей (0,8% в доходах бюджета фонда) и по сравнению с 2017 годом уменьшились на 12,8%. Причина – уменьшение размера процентной ставки по договорам и сокращение ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь (на 2 процентных пункта).

Доходы бюджета фонда в счет компенсации его расходов (частичная оплата за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения от работодателей) составили 5 112,9 тыс. рублей и по сравнению с 2017 годом увеличились на 3,4%, от поступлений административных штрафов – 6 434,3 тыс. рублей и сократились на 28,8%.

Прочие неналоговые доходы, предусмотренные законодательством, составили 82 494,9 тыс. рублей и увеличились по сравнению с 2017 годом на 5 848,7 тыс. рублей, или на 7,6%.

Следует отметить, что в 2018 году в состав доходов бюджета фонда вошли субвенции из республиканского бюджета в сумме 810 583,7 тыс. рублей (5,8% от общей суммы доходов), в том числе на финансирование расходов, осуществляемых в соответствии с законодательством из республиканского бюджета (779 647,8 тыс. рублей), и на возмещение расходов бюджета фонда на финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов (30 935,9 тыс. рублей).

За 2018 год расходы бюджета фонда составили 13 614 956,9 тыс. рублей, или 101,7% к утвержденному Законом плану и 98,6% к уточненному плану.

Наибольший удельный вес (77,2%) в расходах бюджета фонда в 2018 году занимали выплаты трудовых и социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, отдельные виды доплат, а также оказание услуг по их выплате – 10 516 895,5 тыс. рублей. По сравнению с 2017 годом эти выплаты увеличились на 11%.

Выплаты пособий (связанных с рождением и воспитанием детей, по временной нетрудоспособности, на погребение и др.) в расходах бюджета фонда составили 21,3%, или 2 899 001,4 тыс. рублей, и увеличились по сравнению с 2017 годом на 11,4%.

Выплаты пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в страну, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь составили 87 941,8 тыс. рублей, или 0,7% расходов бюджета фонда, и исполнены к утвержденному Законом и к уточненному планам на 95,5%. По сравнению с 2017 годом эти выплаты увеличились на 8,6%.

Выплаты профессиональных пенсий составили 4 270,2 тыс. рублей, или 0,03% в расходах бюджета фонда, и исполнены на 82,6% к утвержденному Законом плану и на 96,6% к уточненному плану.

За счет средств бюджета фонда в 2018 году финансировались расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения в сумме 39 863 тыс. рублей (0,3% от всех расходов) и оказывалась материальная помощь нуждающимся пожилым и нетрудоспособным людям – 6 354,5 тыс. рублей (0,05%), которые исполнены на 100% к утвержденному Законом и уточненному планам.

На финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения использовано 29 694,6 тыс. рублей (0,2% от всех расходов), или 70,2% к утвержденному Законом плану и 87,4% к уточненному плану. В 2018 году данные расходы увеличились на 3,8% по сравнению с 2017 годом и в полном объеме израсходованы на выполнение мероприятий подпрограммы 1 «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы.

В целом за прошлый год бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 314 987,8 тыс. рублей.

За 2018 год остатки средств бюджета фонда увеличились на 31% по сравнению с началом года и составили 1 331 550,7 тыс. рублей, в том числе 1 213 676,6 тыс. рублей за счет средств профессионального пенсионного страхования и 117 874,1 тыс. рублей за счет средств государственного социального страхования. 
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.