Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

За допущенные расточительность и бесхозяйственность, невыполнение программ по энергосбережению наказано 166 должностных лиц организаций Минщины

16.12.2008
За допущенные расточительность и бесхозяйственность, невыполнение программ по энергосбережению наказано 166 должностных лиц организаций Минщины
Коллегией Комитета госконтроля рассмотрены результаты проверки выполнения государственными органами и иными организациями Минской области Директивы Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства», а также основных государственных программ, реализуемых в топливно–энергетическом комплексе региона. Отмечено, что в 2007–2008 гг. Минжилкомхозом, Минсельхозпродом, Минтрансом, Минпромом, Минлесхозом, Минстройархитектуры, Минэнерго, Минским облисполкомом и организациями региона не обеспечено полное выполнение в области требований Директивы № 3. За январь–октябрь 2008 г. задание по увеличению использования местных видов топлива и вторичных энергоресурсов в Минской области выполнено только на 13,2% от годового задания. Массовые факты бесхозяйственности и неэффективного использования государственного имущества при организации производства гранулированных торфяных пеллет выявлены в ПРУП «Зеленоборское» Смолевичского района. Например, взятая в аренду в сентябре 2007 г. дорогостоящая импортная линия по производству пелет не эксплуатируется, при этом с февраля по октябрь 2008 г. за аренду линии уплачены десятки тысяч евро. ГПО «Белтопгаз» не приняты должные меры по экономии энергоресурсов в подведомственных организациях, о чем свидетельствуют выявленные резервы экономии энергоресурсов в ПРУП «Слуцкое» и ПРУП «Зеленоборское». Минжилкомхозом, Минским облисполкомом и МОУП «Управление ЖКХ» недостаточно контролировалась финансово–хозяйственная деятельность жилищно–коммунальных служб, что способствовало неэффективному использованию бюджетных средств. Так, РУП «Молодечненское ЖКХ» более года не использовало два частотных преобразователя и четыре котла (общей стоимостью 150 млн. руб.), работающих на местных видах топлива. Из–за несвоевременного ввода в эксплуатацию котельной в д. Турец–Бояры предприятием не получена планируемая годовая экономия на сумму около 500 млн. руб. КУП «Клецкое ЖКХ» больше года не было введено в эксплуатацию закупленное за счет областного бюджета оборудование стоимостью 1,2 млрд. рублей. Более того, на поставленный ИП «БелЭнергоАудит» отопительный котел имелись подложные документы с завышенными технико–экономическими характеристиками, обусловившие увеличение стоимости оборудования на 141 млн. руб. По этому факту правоохранительными органами возбуждено уголовное дело. В сельхозорганизациях длительное время не соблюдались условия и сроки хранения минеральных удобрений и средств защиты растений. Так, в ОАО «Узденский райагросервис», где более 20 лет не ремонтировались склады, 175 тонн минеральных удобрений под воздействием осадков частично растворялись. Аналогичные факты вскрыты на РУСПП «Племптицерепродуктор «Правда» Минского и РУСП «Совхоз «Городок» Узденского районов. В СПК «Пугачи» Воложинского района за машинным двором свыше 10 лет хранились просроченные неучтенные ядохимикаты, неогороженный старый склад ядохимикатов не имел дверей, вокруг территории сельхозобъекта скопилась масса металлолома, занявшего почти 5 га земель, пригодных для возделывания сельхозкультур. Минсельхозпродом, Миноблисполкомом и райсельхозпродами не принимались должные меры по вовлечению в хозяйственный оборот пустующих объектов на животноводческих фермах, комплексах и птицефабриках. Так, в МРУСП «Совхоз «Волма», РСУП «Племптицезавод «Белорусский» и ОАО «Минская птицефабрика им. Крупской» Минского района после сноса аварийных объектов не были рекультивированы освободившиеся земли, а значит выделенные из бюджета 243,8 млн. руб. использованы неэффективно. Минсельхозпродом, облисполкомом и его управлением по надзору за рациональным использованием топливно–энергетических ресурсов, райисполкомами не обеспечен должный контроль за реализацией проекта по внедрению газогенераторных установок, работающих на местных видах топлива (солома). Так, в 23 сельхозорганизациях после года эксплуатации не работают газогенераторы стоимостью 881,2 млн. руб., приобретенные в 2006 году из средств инновационного фонда Минэнерго, местных бюджетов и хозяйств. В связи с нанесением государству ущерба в размере 173,6 млн. руб. материалы переданы в правоохранительные органы. Облисполкомом недостаточно контролируется расходование бюджетных средств. Так, в СПК «Новополесский» Солигорского района с марта 2006 г. не используется молочное оборудование стоимостью 608 млн. руб., закупленное за счет бюджета, в СПК «Першаи–2003» Воложинского района — оборудование стоимостью 515,4 млн. руб., закупленное более двух с половиной лет назад за средства фонда поддержки сельхозпроизводителей. Несмотря на имевшиеся у предприятия убытки, генеральный директор КУП «Минскоблдорстрой» в феврале т.г. приобрел двухкомнатную квартиру стоимостью 550 млн. руб. (1 кв. метр ее площади стоил 3384 доллара). Аналогичные квартиры, проданные в этом доме в тот же период, стоили на 1 тыс. долларов за квадратный метр дешевле. Более 10 месяцев в квартире никто не был прописан и не проживал, а предприятие оплачивало ее содержание. Одновременно на балансе Минскоблдорстроя числилась трехкомнатная квартира, занимаемая бывшим гендиректором (уволенным два года назад). Рядом райисполкомов не обеспечен контроль за вовлечением в хозяйственный оборот пустующих объектов коммунальной собственности в малых и средних городских поселениях. За 2007 год из 318 таких объектов вовлечено в оборот всего 39, за I полугодие 2008 года из 425 — 31. Так, ГУ «Управление бытового обслуживания населения Минской области» до сих пор не вовлечены в оборот и не используются производственные объекты, строительство которых приостановлено еще в 90–х годах. Облисполкомом не обеспечивается должный контроль за организацией сбора, хранения и учета металлолома, о чем свидетельствует тот факт, что за полгода в области выявлено более 500 тонн неучтенного металлолома. В ОАО «Смолевичский опытно–механический завод» обнаружено 58 тонн неучтенного топочного мазута (хранится более 20 лет), который после проведения экспертизы конфискован в доход государства. В ОАО «Слуцкий завод подъемно–транспортного оборудования» установлены факты убыточной реализации металлопродукции, причинившей заводу ущерб на сумму более 500 млн. руб. Кроме того, общество недополучило около 95 млн. рублей из–за перепродажи 73 тонн стали, закупленной на БМЗ по фиксированным ценам. Бывший директор из заводских материалов изготовил металлический гараж без его оприходования на склад и без оплаты работникам. В настоящее время прежний руководитель осужден к 9 годам лишения свободы за взятку. По результатам проверок в отношении 55 юридических лиц Минской области применено административных штрафов на сумму около 600 млн. руб., 66 работников привлечено к административной ответственности. В дисциплинарном порядке наказано 166 работников, от должности освобождено четыре человека. Материалы 10 проверок переданы в правоохранительные органы. По фактам завышений объемов выполненных строительно–монтажных работ направлены в суды материалы для взыскания с виновных более 100 млн. руб. Обсудив результаты проверки, коллегия постановила проинформировать о принятых решениях Правительство, Минэнерго, Минжилкомхоз, Минсельхозпрод, Минстройархитектуры, Минпром, облисполкомы и Минский горисполком с целью принятия мер по безусловному выполнению требований Директивы № 3. Предложено привлечь к ответственности должностных лиц предприятий и организаций за допущенные нарушения, а также за необеспечение контроля за выполнением организациями Минской области Директивы № 3 и мероприятий программ, реализуемых в топливно–энергетическом комплексе. Ряд поручений также дан Минскому облисполкому.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.