Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Предприятия, реализующие проекты в рамках программ импортозамещения, не получают необходимой поддержки от местных и республиканских органов государственного управления

17.10.2008
Предприятия, реализующие проекты в рамках программ импортозамещения, не получают необходимой поддержки от местных и республиканских органов государственного управления
17 октября 2008 г. коллегия Комитета госконтроля обсудила результаты изучения ситуации с импортными закупками в г. Минске и меры, принимаемые Мингорисполкомом по их оптимизации и созданию импортозамещающих производств. Комитет госконтроля в текущем году неоднократно рассматривал вопросы импортозамещения. Итоги контрольных мероприятий, направленных на оптимизацию импорта в республику, проанализированы на коллегиях комитетов госконтроля областей, а также на расширенном заседании выездной коллегии Комитета государственного контроля в Гомеле. По результатам комплексных проверок Правительству, министерствам и концернам предложены конкретные пути минимизации импортных закупок, ведущие к экономии валютных средств, организации импортозамещающих производств. В июне–августе нынешнего года Комитетом госконтроля отдельно изучался вопрос оптимизации импортных закупок и организации импортозамещающих производств на предприятиях города Минска — крупного мегаполиса с высокоразвитой промышленностью, широкой сетью оптовой и розничной торговли. Столица Беларуси оказывает существенное влияние на формирование показателей внешней торговли в целом по республике. По итогам первого полугодия 2008 года доля г. Минска во внешнеторговом обороте страны составила 40,4%. В прошлом году в Минск ввезено товаров почти на 10 млрд. долларов США (на 30,5% больше чем в 2006 году), в первой половине 2008 года — на 5,53 млрд. долларов (рост — на 43%). Проверки показали, что Мингорисполкомом недостаточно внимания уделяется вопросам уменьшения зависимости г. Минска от импорта. В результате в настоящее время в городе реализуется только 33 импортозамещающих проекта, притом, что в г. Минске действует более 37 тысяч организаций без ведомственной подчиненности. Реализуемые импортозамещающие проекты не оказывают существенного влияния на сокращение объема импортируемых в столицу товаров, работ и услуг. В 2007 году производственные предприятия, которые завершили реализацию импортозамещающих проектов, выпустили новой продукции всего на 63,8 млн. долларов — это менее 1% от объема импорта города за 2007 год. Отдельные импортозамещающие проекты реализуются без должной проработки и изучения конъюнктуры рынка. Так, КУП «Минскхлебпром» организовал производство рулетов и мини–рулетов, которые активно ввозятся из–за рубежа. Однако стоимость отечественной продукции выше стоимости ее иностранных аналогов. Более того, из–за слабой маркетинговой политики предприятия отечественные рулеты и мини–рулеты присутствуют только в половине магазинов г. Минска. Пример другого рода. Реализацию импортозамещающих проектов ведут предприятия «Белкоммунмаш», «Городской молочный завод № 3». Некоторые комплектующие и другие изделия они вынуждены импортировать. Чтобы сократить данный импорт, требуется вовлечение других промышленных предприятий республики, производящих такие изделия. Однако столь необходимой поддержки от местных и республиканских органов государственного управления указанные предприятия в необходимом объеме не получают. Анализ ситуации показал, что основное влияние на рост импорта и его составляющих оказывают субъекты предпринимательской деятельности без ведомственной подчиненности. Именно на эти предприятия приходится наибольший удельный вес импортных поставок товаров в г. Минске. Организации непромышленного сектора экономики за январь–июнь текущего года импортировали продукции на 3,74 млрд. долларов — в 7,1 раза больше чем экспортировали. При этом Мингорисполком и администрации районов города не обеспечивают должной координации и не оказывают воздействия на состояние внешнеэкономической деятельности данных субъектов. Комитет экономики Мингорисполкома, призванный осуществлять регулирование и реализацию на территории г. Минска государственной экономической политики, не обеспечивает должным образом выполнение возложенных на него функций, в том числе по вопросам внешнеэкономической деятельности. Основное внимание Комитет экономики сконцентрировал только на анализе статистической информации. Практически не видна роль администраций районов г. Минска в создании импортозамещающих производств. Работа в этом направлении сведена лишь к поиску предприятий, находящихся на их территориях, имеющих наработанные проекты импортозамещения. По результатам рассмотрения данного вопроса коллегия предложила Минскому городскому исполнительному комитету  откорректировать перечень проектов импортозамещения на 2006–2010 годы, предусмотрев увеличение финансирования за счет средств местного бюджета и улучшение их качественного содержания. Также рекомендовано рассмотреть вопрос о работе комитета экономики Мингорисполкома по созданию в г. Минске импортозамещающих производств и его влиянии на результаты внешнеэкономической деятельности организаций города, а также об ответственности должностных лиц Мингорисполкома, не обеспечивших выполнение требований Правительства в части разработки и утверждения городской программы импортозамещения на 2006–2010 годы.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.