Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Основной доход государственные оптовые организации получают от сдачи в аренду своих помещений, а не от основной деятельности

05.07.2010
Основной доход государственные оптовые организации получают от сдачи в аренду своих помещений, а не от основной деятельности
На заседании коллегии было отмечено, что процесс товародвижения как отечественных, так и импортных потребительских товаров через оптовое звено сегодня несовершенен, осуществляется хаотично, практически без применения современных логистических технологий. Эти факторы не способствуют ускорению и упрощению доставки товаров до конечного потребителя. Из–за упущений Министерства торговли, органов власти и управления на местах подавляющее преимущество в обороте товаров «закрепилось» за субъектами хозяйствования частной формы собственности (их доля в оптовом товарообороте более 90%). Полностью утеряны позиции так называемого государственного опта страны. Крупные оптовые организации республиканского масштаба не стали стержнем структуры оптовой торговли. Функции государственных (или с долей государства) оптовых организаций по товарному обеспечению розничной торговой сети потребительскими товарами, как правило, сведены к оптовым поставкам потребительских товаров отечественного производства. Руководитель Комитета госконтроля Зенон Ломать отметил, что «государственные структуры, которые обязаны регулировать в стране оптовую торговлю, практически ушли от этого». Он особо подчеркнул, что сегодня эти организации живут практически за счет сдачи в аренду помещений. При этом глава ведомства привел несколько примеров, когда государственные оптовые организации получали прибыль от сдачи в аренду своих площадей, а от основной деятельности несли лишь убытки. Один из примеров такой выживаемости — работа РУТП «Белимпортторг» (г. Брест). В 2009 году объем выручки от реализации товаров, работ, услуг этого торгового предприятия на 84 процента сформирован за счет сдачи в аренду и услуг по хранению товаров и лишь на 16 процентов — за счет оптового и розничного товарооборота. Кроме аренды, одним из источников доходов государственных оптовых организаций являются оптовые скидки отечественных предприятий–изготовителей . Например, в 2009 году доля оборота товаров, реализуемых по договорам со скидками, в оптовом обороте ОАО «Торгодежда» (г. Минск) составила 62 процента, ОАО «Белгалантерея» и ОАО «Трикотажторг» (оба — г. Минск) — 80 процентов, ОАО «Обувьторг» (г. Минск) — 95 процентов. Сокращение до минимума доли государственного сектора в оптовой торговле обусловлено также зарегулированностью деятельности государственных оптовых организаций со стороны органов власти и управления. Одновременно с этим нет должной координации в действиях отечественных производителей и крупных оптовых организаций. В этих условиях субъекты малого бизнеса и крупные сетевые частные торговые организации, пользующиеся доступной арендой незадействованных складских помещений государственной собственности, практически беспрепятственно импортируют в республику товары, создавая конкуренцию аналогичной отечественной продукции. Организации частной формы собственности, начинавшие оптовые (импортные) операции с единичных сделок, спустя 2–3 года оказывают существенное влияние на формирование ресурсов товаров на потребительском рынке республики. Так, практически отдан «на откуп» частным коммерческим организациям импорт свежих овощей и фруктов. Например, крупная частная структура реализовала в 2009 году 32,5 тыс. тонн импортных фруктов и овощей. Данная организация имеет магазины и склады (как арендованные, так и уже приобретенные в собственность) в городах республики, покупателями продукции являются свыше тысячи субъектов хозяйствования республики — от гипермаркетов до индивидуальных предпринимателей. Многие крупные организации завозят в республику товары, в достаточном объеме производимые отечественными изготовителями. При этом валюту для закупки импортных товаров данные частные оптовые организации приобретают на внутреннем валютном рынке. Например, для оплаты импортируемых товаров еще один крупный столичный импортер в 2009 году на внутреннем рынке приобрел иностранную валюту (доллары США, евро и российские рубли) в эквиваленте равную 130 млрд. белорусских рублей. На эту сумму в страну было ввезено более 500 тонн мясных полуфабрикатов (пельмени, котлеты, фарши и др.), почти 1 тыс. тонн йогуртов, 2,5 тыс. тонны гречневой крупы, 416 тонн печенья, 1,3 млн. бутылок минеральной воды и безалкогольных напитков и др. Серьезные нарекания вызывает работа оптовых организаций потребкооперации. Из–за существенных недостатков в их деятельности, недоработок, нарушений действующего законодательства, в значительной мере затрудняется процесс товародвижения до конечного потребителя. В ходе проверки ЧТУП «Белкоопоптторг» (г. Минск), проведенной ревизионной комиссией Белкоопсоюза, были установлены факты непродуманных поставок товаров из–за рубежа, которые не учитывали особенности покупательской способности сельского населения. Практически не организована работа по созданию в республике современных складских комплексов, работающих по логистическим технологиям товародвижения (обработка товарных потоков, в том числе разукрупнение и укрупнение партий товаров, их комплектование, формирование по направлениям перевозки, упаковка, пакетирование, маркировка товаров). Вяло и малозаметно для экономики страны реализуется Программа развития логистической системы Республики Беларусь, рассчитанная до 2015 года. По результатам проверок 47–ми оптовых организаций республики, в ходе каждой из которых выявлены нарушения законодательства, к административной ответственности на сумму 56 млн. руб. привлечены 213 должностных лиц. К дисциплинарной ответственности привлечены 195 человек. На юридических лиц наложены административные взыскания на общую сумму 370 млн. руб. Рассмотрев данный вопрос, коллегия Комитета рекомендовала Совету Министров поручить Минторгу совместно с заинтересованными выработать на ближайшую и среднесрочную перспективу комплекс мер по развитию и оптимизации оптовых поставок отечественных и импортных товаров на потребительский рынок республики. Коллегия предложила Минторгу, облисполкомам и Мингорисполкому привлечь к дисциплинарной ответственности виновных руководителей и должностных лиц подведомственных государственных организаций оптовой торговли, допустивших неэффективное использование, ненадлежащее содержание складских помещений и оборудования, а также нарушения законодательства. По мнению КГК необходимо создать условия для заинтересованности субъектов всех форм собственности в действительно обоснованном (необходимом) импорте потребительских товаров и экспорте отечественной продукции с учетом национальных интересов.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.