Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

О результатах контроля за соблюдением дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Минской области

27.09.2011
О результатах контроля за соблюдением дополнительных условий для инвестиционной деятельности 
в Минской области

Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» действует с ноября 2009 г. и за это время Минским облисполкомом с инвесторами было заключено 363 инвестиционных договора. Минская область   бесспорный лидер в республике по количеству заключенных инвестиционных договоров. Однако количество далеко не всегда является синонимом качеству.
Итоги проверки Миноблисполкома, проведенной Комитетом госконтроля Минской области совместно с прокуратурой, показали, что реальных и стратегических инвесторов на самом деле не так много. Большинство предпринимателей преследуют цель закрепить за собой право на земельный участок.
Все дело в том, что земля в рамках инвестиционных договоров выделяется бесплатно и без проведения аукциона. И это вполне оправданно   государство крайне заинтересовано в быстром развитии новых экспортно-ориентированных, импортозамещающих производств, логистических центров и других стратегических проектов.
Однако в Минской области реализация большинства инвестиционных договоров касается создания мелких обслуживающих объектов. Более 65% инвестиционных договоров реализуются в Минском районе и большинство из них предусматривают строительство торговых павильонов, автостоянок, СТО, АЗС, ресторанов и агроусадеб. Все эти объекты можно было построить и на общих основаниях, приобретя в установленном порядке право на землю. Это позволило бы, как и в прежние годы, значительно пополнить бюджет поступлениями от проведения аукционов (кадастровая стоимость земли, выделенной под проекты в Минском районе, составляет 230 млн. долларов США).
К сожалению, многие инвесторы финансово несостоятельны и могут обеспечить реализацию проектов лишь за счет привлечения заемных средств, на поиск которых уходит много времени.

На 15 сентября 2011 г. из 41 инвестиционного проекта, предполагаемого к завершению в 2011 году, окочено только 2 (5%), а по 33 договорам (81%) работы ведутся недостаточными темпами, что ставит под угрозу их выполнение в установленный срок.
Сущность некоторых инвестиционных проектов сводится к получению бесплатного земельного участка вблизи столицы, при этом инвесторы абсолютно не стремятся вкладывать средства в реализацию проектов.
Затягивание процесса выполнения инвестиционных обязательств негативно сказывается на экономике государства, которое не получает ожидаемых добавочной стоимости и новых рабочих мест. Особо необходимо отметить, что предоставленные Декретом льготные условия достаточно активно используются для строительства элитного жилья. При этом в большинстве случаев в данной ситуации функции инвесторов выполняют граждане.
К примеру, один из таких проектов по строительству элитного коттеджного поселка реализуется вблизи водохранилища в Смолевичском районе. Инвестор уже сегодня продает  недостроенные коттеджи путем заключения с покупателями предварительных договоров купли-продажи. Для реализации данного «инвестиционного проекта» было привлечено свыше 4,8 млрд. руб. от физических лиц - собственников будущих коттеджей или около 13% от первоначального объема инвестиций, заявленных инвестором на момент заключения инвестиционного договора. Предварительная стоимость 1 кв.м 1450 долларов США.
Не способствовали эффективной реализации положений Декрета факты нарушений должностными лицами органов исполнительной власти порядка и сроков рассмотрения заявлений инвесторов, некачественной проработки вопроса о возможности предоставления инвестору земельного участка.  
Так, заявления инвесторов рассматривались с превышением установленных сроков (30 дней) до 340 дней, по результатам рассмотрения предложенных инвестиционных проектов ими вынесено более 80 незаконных отказов в их заключении.  
Установлено 3 случая предоставления одного и того же земельного участка разным субъектам предпринимательской деятельности для реализации их инвестиционных проектов, что привело к невозможности или существенному затягиванию сроков их реализации.
Итоги проверки будут рассмотрены на совместном заседании коллегии Комитета госконтроля Минской области и прокуратуры Минской области.
Надо отметить, что инвестиционная деятельность – это дорога с двухсторонним движением. Успех любого инвестиционого проекта в значительной степени зависит от согласованных действий и ответственного подхода органов власти при принятии решений. Вместе с тем, такая же ответственность лежит и на самих инвесторах, которые должны понимать, что предоставленные налоговые и таможенные льготы, бесплатно выделенный земельный учсток – это исключительная мера поддержки, позволяющая серьезно снизить издержки на начальной стадии реализации проекта. При этом государство вправе рассчитывать на серьезность и эффективность действий инвестора по реализации договоренностей в установленные сроки.  

 

© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.