Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Некоторые предприятия упорно покупают за рубежом комплектующие изделия, хотя их отечественные аналоги являются более дешевыми и не уступают импортным по эффективности

17.03.2008
Некоторые предприятия упорно покупают за рубежом комплектующие изделия, хотя их отечественные аналоги являются более дешевыми и не уступают импортным по эффективности
Во время совещания Зенон Ломать отметил, что руководителям предприятий, организаций, министерств необходимо мыслить по–новому, прежде всего просчитывая экономическую целесообразность при выборе между импортной продукцией и отечественными аналогами, но нельзя допустить приобретения из–за рубежа тех компонентов, производство которых организовано в республике. Изучение ситуации, связанной с импортозамещением, показало, что имеются факты, когда предприятия импортируют комплектующие для собственного производства, при этом отечественные аналоги, не менее эффективные и более дешевые, не находят рынка сбыта в республике. Нередки случаи, когда имеется возможность организации производства импортозамещающей продукции в республике, однако до настоящего времени этого не сделано. К примеру, РУП «Могилевский завод лифтового машиностроения» в своем производстве использует прутки из углеродистой и легированной стали круглого сечения диаметром более 80 мм. Потребность в данном сортаменте проката имеется практически у всех машиностроительных предприятий республики, в том числе у РУП «МТЗ» и ОАО «Минский подшипниковый завод». Вместе с тем, в настоящее время в республику импортируется более 5 тыс. тонн указанного сортамента проката в год. Такие объемы позволяют наладить данное производство на РУП «Белорусский металлургический завод» с годовым объемом производства только для нужд республики 3,5 млн. дол. США. На этом же предприятии возможна организация производства уголков, фасонных и специальных профилей из углеродистой стали, потребность в которых имеется практически у всех машиностроительных предприятий и строительных организаций республики. При этом сегодня ввоз в республику профиля из углеродистой стали составляет 13,5 тыс. тонн в год, а годовой объем его производства в Беларуси только для нужд отечественных предприятий может достичь 9,5 млн. дол. США. Еще один пример импортозамещения — организация колесного производства на РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» (производственная мощность цеха колесного производства на данном предприятии — до 500 тыс. колес в год), которая позволит заместить импорт на сумму 39,4 млн. дол. США. На РУП «Гомельский авторемонтный завод» в 2005 году начата сборка городских и пригородных автобусов малой вместимости «Радзiмiч». Все основные узлы — двигатель, трансмиссия, ходовая часть и рулевое управление — японского производства, кузов и другие узлы — украинского. Доля импортных материалов и комплектующих изделий составляет от 75,3% до 81%. При этом, по оценке специалистов Комитета госконтроля, до 45% импортных составляющих можно заместить отечественными. Комитет госконтроля считает, что единая политика необходима и при изготовлении автомобильного и городского электрического пассажирского транспорта. Производством автобусов в республике занимаются 3  предприятия, однако их различная ведомственная подчиненность, разнородность конструкций не позволяет выйти на унификацию отдельных узлов и деталей автобусов и троллейбусов. В результате ряд узлов и агрегатов импортируются, потому что выпускать такие изделия в республике экономически целесообразно только при условии применения их всеми производителями пассажирского транспорта. В ходе совещания Зенон Ломать отметил, что работники Комитета госконтроля продолжат доскональное изучение ситуации, связанной с импортозамещением. Результаты проверок выполнения программ импортозамещения будут рассмотрены во время выездного заседания коллегии Комитета государственного контроля, которое состоится в апреле т.г. в г. Гомеле.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.