Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Купленное за счет средств государственной поддержки оборудование так и не используется на многих комплексных приемных пунктах Гродненщины

06.03.2008
Купленное за счет средств государственной поддержки оборудование так и не используется на многих комплексных приемных пунктах Гродненщины
5 марта 2008 года в г. Гродно состоялось выездное заседание коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь, которое прошло под председательством руководителя ведомства Зенона Ломатя. Коллегией рассмотрены результаты проверки эффективности использования средств государственной поддержки районными предприятиями бытового обслуживания населения Гродненской области и состояния бытового обслуживания сельского населения. Установлено, что облисполкомом не была разработана программа развития бытового обслуживания в Гродненской области на 2006–2010 годы. Районными исполнительными комитетами и государственным учреждением по бытовому обслуживанию населения "Гроднооблбыт" (ГУ "Гроднооблбыт") допускались факты необоснованной корректировки доведенных отдельным предприятиям службы быта прогнозных показателей по темпам роста объемов платных (бытовых) услуг в сторону снижения и таким образом обеспечивалось выполнение данного параметра. В Гродненской области объем оказанных бытовых услуг через все каналы реализации не достиг предусмотренного Программой развития бытового обслуживания населения в Республике Беларусь уровня в 2006 году на 4,9 млрд. рублей (4,9 процента) и в 2007 году — на 7,7 млрд. рублей (6,2 процента). Несмотря на значительную государственную поддержку (8,1 млрд. рублей), оказанную в 2006–2007 годах организациям Гродненщины, оказывающим бытовые услуги населению сельской местности, постоянно снижается удельный вес бытовых услуг предприятий ГУ "Гроднооблбыт" в общем объеме реализации бытовых услуг населению области (2003 год — 21 процент, 2007 год — 15 процентов). Удельный вес бытовых услуг в общем объеме реализации продукции, товаров, работ, услуг предприятиями службы быта снизился с 76 процентов в 2003 году до 35 процентов в 2007 году. Предусмотренные Программой задания по 13 учитываемым видам бытовых услуг в 2006 и 2007 годах не выполнены по 7 видам (таким, как ремонт и индпошив обуви, ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий, химическая чистка и крашение, услуги фотоателье, услуги организаций по прокату, ритуальные и обрядовые услуги). Следует отметить, что бытовые услуги населению области в настоящее время оказывают 26 юридических лиц, подведомственных ГУ "Гроднооблбыт", из них 17 районных унитарных предприятий, в которых работает 1815 человек. Контрольные мероприятия проведены на 11 из 17 районных унитарных предприятий бытового обслуживания, а также в ГУ "Гроднооблбыт". Проверка показала, что со стороны Гродненского облисполкома отсутствует должный контроль за эффективным использованием средств государственной поддержки. Так, 42 млн. руб. бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий Государственной программы возрождения и развития села, Гроднооблбыт необоснованно направил на оказание безвозмездной помощи РУП "Трикотажная фабрика "Зельвянка" и на использование в виде компенсации этому предприятию убытков от работы сельских комплексных приемных пунктов (КПП), которых фактически не имелось. Руководитель ГУ "Гроднооблбыт" Спорик В.В. в 2007 году вместо использования средств на реконструкцию и модернизацию производства израсходовал деньги, вырученные от продажи здания цеха (137,7 млн. руб.), не по назначению и в первую очередь — для улучшения комфортности своего рабочего места и обновления служебного транспорта. (Так, учреждением приобретен легковой автомобиль "Фольксваген Пассат" стоимостью 68,2 млн. рублей, в то время как в распоряжении Гроднооблбыта имелся служебный автомобиль ГАЗ–3110 "Волга" повышенной комфортности, находившийся в эксплуатации только 4 года; ноутбук с комплектующими стоимостью 3,7 млн. рублей; портфель кожаный для ноутбука за 570,8 тыс. рублей; сумка для ноутбука за 110 тыс. рублей; кондиционер стоимостью 1,7 млн. рублей). Проверка также показала, что восемь из десяти проверенных районных предприятий бытового обслуживания израсходовали средства финансовой поддержки с нарушениями. Высвобождаемые от уплаты налогов средства на специальных счетах не аккумулировались или зачислялись в значительно меньших суммах. Расходование данных средств производилось с расчетных счетов на текущие нужды предприятий. В 2007 году в проверенных предприятиях службы быта из 727,8 млн. рублей, высвобожденных благодаря льготному налогообложению, использовано с нарушением 549,2 млн. рублей (75,5 процента). Министерством торговли, ГУ "Гроднооблбыт" не обеспечено рациональное использование оборудования, приобретенного за счет средств государственной поддержки. Так, на складе Зельвенского районного унитарного предприятия бытового обслуживания на момент проверки хранились невостребованные 33 единицы нового оборудования для оказания парикмахерских услуг, услуг по ремонту обуви и пошиву одежды на сумму 14,4 млн. рублей, приобретенные в 2006–2007 гг. Свислочским комбинатом бытового обслуживания, несмотря на острый недостаток прокатного фонда, приобретенные в 2007 году за счет выделенных средств инновационного фонда Минторга 2 компьютера, 3 принтера и телевизор "Витязь" использовались не по целевому назначению. Телевизор был установлен в кабинете директора, 2 компьютера и 2 принтера — в приемной директора, кабинете заместителя директора и использовались руководством. Только один принтер был установлен на КПП г.п. Порозово и использовался для оказания услуг ксерокопирования, хотя вся указанная бытовая техника числилась в прокатном фонде. В УКП "Дятловский комбинат бытового обслуживания населения" не использовались приобретенные за счет средств господдержки в 2006–2007 гг. и завезенные на сельские КПП 2 рабочих места обувщика, 2 парикмахерских блока, кресло парикмахерское с мойкой, оверлок, 2 стиральные машины, всего на сумму 7,8 млн. рублей. Аналогичная ситуация с использованием имущества и в некоторых других районных предприятиях бытового обслуживания. Приобретенное и установленное в последние годы за счет средств государственной поддержки оборудование во многих КПП так и не используется, т.е. средства использованы неэффективно. В Дятловском районе в день проверки из 14 действующих КПП в сельской местности из–за отсутствия приемщиков не работало 10 приемных пунктов. Из–за неукомплектованности кадрами КПП д. Руда–Яворская не работал более года, КПП д. Мировщина и Хвиневичи — более трех месяцев. В КПП д. Сокольники Свислочского комбината бытового обслуживания на месте оказывались только парикмахерские услуги. В здании КПП отключено отопление и более года нет электричества. В д. Деречин Зельвенского района, где проживает около 700 человек, бытовое обслуживание населения фактически не организовано, имеющийся Дом быта закрыт в 2001 году. Согласно отчетным данным в деревне имеется КПП, однако, как установлено, условий для оказания услуг и необходимого оборудования там не имеется, КПП расположен в бытовом помещении лесопильного цеха. Из бытовых услуг там осуществлялась только реализация изготовленных в данном цехе ритуальных принадлежностей. Не соответствуют действительности отчеты о выполнении в 2007 году заданий по ремонту КПП в деревнях Вензовец Дятловского и Новый Двор Щучинского районов. В Ивьевском районе на ремонт 10 КПП за 2006–2007 гг. израсходовано всего 950 тыс. рублей, в Зельвенском районе четыре из 10 проверенных КПП не отапливались из–за неисправности отопительного оборудования. Райисполкомами, ГУ "Гроднооблбыт" не приняты необходимые меры по обеспечению сельского населения широким спектром качественных бытовых услуг. В 76 проверенных КПП в 7 районах области не предоставлялись обязательные для оказания непосредственно на месте услуги по ремонту швейных изделий и обуви, парикмахерские и ритуальные услуги. Гродненским, Свислочским и Щучинским предприятиями бытового обслуживания не оказывались сельским жителям услуги проката, Зельвенским и Ивьевским — фотоуслуги. Услуги по ремонту и строительству жилья не представлялись на 12 предприятиях (71 процент), по изготовлению мебели — 8 (47 процентов). Большинством предприятий службы быта не внедряются новые виды услуг: обработка земельных участков, размол зерна, ремонт печей, переработка сельхозпродуктов, прокат средств малой механизации и садово–огородного инвентаря и другие. Не соблюдаются графики выездного обслуживания сельского населения. Так, в Зельвенском районе в 2007 году из 13 КПП выезды для обслуживания населения осуществляли только 4 (всего 6 раз), хотя ежемесячно графиками предусматривалось 55 выездов. Так, в декабре 2007 г. автобус УП «Новогрудский КБОН» выезжал в сельскую местность всего 3 раза, в январе 2008 г. — 2 раза вместо запланированных по 21 выезду в месяц. Во всех одиннадцати проверенных организациях бытового обслуживания установлены факты нарушений законодательства, в том числе на 4 — искажения государственной статистической отчетности, 5 — нарушения дисциплины цен, 4 — порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, 6 — требований по стандартизации, сертификации и гигиенической регистрации, 3 — законодательства об аренде, 2 — порядка осуществления лицензируемых видов деятельности и другие. В Волковысском, Вороновском, Свислочском и Щучинском предприятиях бытового обслуживания установлены факты искажения государственной статистики об объемах оказанных бытовых услуг. В августе–декабре 2007 г. ПКУП "Сморгонский КБО" без регистрации цен в органах ценообразования изготовлено и реализовано продукции на сумму 705 млн. руб., без сертификата соответствия — на сумму 240,9 млн. рублей. В ГУ "Гроднооблбыт" допускались факты необоснованного заключения договоров подряда на выполнение работ и оформление совместительства по работе, незаконно устанавливались и выплачивались отдельным сотрудникам надбавки к должностным окладам. Участники коллегии отметили, что органами исполнительной власти Гродненской области не приняты необходимые меры по улучшению бытового обслуживания населения, внедрению новых видов и форм обслуживания. В 2006–2007 гг. облисполкомом, Гродненским, Ивьевским, Кореличским, Мостовским, Новогрудским и Слонимским райисполкомами вопросы состояния бытового обслуживания населения на заседаниях исполкомов не рассматривались. Областным и районными исполнительными комитетами допускались серьезные недостатки в подборе кадров на руководящие должности в организациях бытового обслуживания. Ряд районных предприятий не укомплектован кадрами массовых профессий (обувщик, швея, приемщик заказов и др.), не принимались должные меры по их подготовке из числа местных жителей. Уровень зарплаты работников службы быта значительно ниже среднеобластного. Например, в 2007 году в УКП "Дятловский КБО" средняя заработная плата 1 работника составила 305,5 тыс. рублей, в том числе приемщика заказов — 160,9 тыс. рублей, в Ивьевском УКП БОН — соответственно 293,4 тыс. рублей и 118 тыс. рублей, текучесть кадров составила 52 процента. По итогам заседания коллегией отмечена неудовлетворительная работа Гродненского облисполкома, Министерства торговли и Белорусского государственного объединения бытового обслуживания населения по организации бытового обслуживания населения в сельской местности. Решением коллегии Гродненскому облисполкому поручено обеспечить полное и неукоснительное исполнение мероприятий по реализации Программы развития бытового обслуживания населения в Республике Беларусь на 2006–2010 годы По результатам проверки за отсутствие должного контроля за работой районных предприятий службы быта и непринятие мер по повышению эффективности их деятельности предложено привлечь к дисциплинарной ответственности председателей Дятловского и Зельвенского райисполкомов. Председателям Вороновского, Волковысского, Зельвенского, Лидского и Щучинского райисполкомов предложено привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в неисполнении нормативных правовых актов, регулирующих оказание бытовых услуг. Министерству торговли рекомендовано рассмотреть вопрос о целесообразности упразднения областных учреждений бытового обслуживания, функционирующих параллельно с управлениями торговли и услуг облисполкомов, и создания при данных управлениях соответствующие структурные подразделения (отделы) по организации бытового обслуживания населения, а также совместно с облисполкомами в месячный срок проинвентаризировать наличие в районных предприятиях бытового обслуживания приобретенного за счет средств государственной поддержки неиспользуемого имущества (оборудования) и принять меры по его рациональному перераспределению.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.