Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Комитет госконтроля проверяет выполнение Программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан

30.04.2010
Комитет госконтроля проверяет выполнение Программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан
Внимание главного контрольного ведомства страны к проблеме развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан не случайно. В общем объеме валовой продукции сельского хозяйства республики удельный вес продукции, произведенной в хозяйствах населения, составляет около 30 процентов. Вместе с тем проверки, проведенные Комитетом госконтроля, показали, что практически ни в одном году из четырех прошедших лет (реализация Программы рассчитана на 2006–2010 годы) намеченные задания Программы не выполнены как по объемам производства сельхозпродукции, так и по ее закупкам. К примеру, задание Программы по производству зерна в целом по республике выполнено лишь на 76,7 процента, молока — на 78,4 процента, яиц — на 90,7 процента. Аналогичная ситуация и с выполнением задания по закупкам у населения картофеля, которое выполнено лишь на 36,2 процента (в Минской области это задание и вовсе выполнено только на 22,4 процента). Прежде всего, это связано с тем, что на местах не прослеживается четких действий Минсельхозпрода (как координатора Программы) и местных органов власти, направленных на развитие сельскохозяйственного производства в подсобных хозяйствах граждан. В регионах ход реализации мероприятий Программы практически не контролируется. К примеру, в Минской области выполнение мероприятий областной и районных программ ни разу не рассматривался на заседаниях облисполкома и его структурными подразделениями. В результате на сегодняшний день во многих населенных пунктах республики граждане вынуждены сокращать посевные площади, поголовье скота либо вовсе отказываться от его содержания. Главными причинами этого являются отсутствие условий для пастьбы скота и производства собственных качественных концентрированных и травяных кормов (недостаточно выделено или вообще отсутствуют пастбища и сенокосы, имеются проблемы своевременного получения специализированной сельскохозяйственной техники для обработки почвы, посева, уборки), высокие цены на концентрированные корма, проблемы со сбытом растениеводческой и животноводческой продукции (закупка молока, крупнорогатого скота, картофеля, овощей и т.д.). Установлены факты, когда населению для выпаса скота выделяются малопригодные пастбища многолетнего использования, которые не перезалужались по 10 и более лет. При отсутствии сенокосов сельсоветами и сельхозорганизациями не принимаются необходимые меры по обеспечению подворий населения кормами. Во многих сельхозорганизациях сено реализуется только собственным работникам и пенсионерам. Кроме того, в большинстве регионов земли сельсоветов, выделенные гражданам для выращивания сельскохозяйственных культур, не вовлекаются в севооборот сельхозорганизаций в целях смены предшественников сельскохозяйственных культур, борьбы с вредителями и болезнями растений, в некоторых случаях они вообще не используются и зарастают сорной растительностью. Изначально недостаточно проработан вопрос по эффективному созданию коммунально–бытовых структур. При этом не учитывались возможности их комплектации необходимым для конкретных регионов набором технических средств, количеством сельскохозяйственной техники, имеющейся у самих граждан. В итоге задание Программы по созданию указанных структур выполнено лишь на 47,1 процента, а в Брестской области и вовсе только на 14,1 процента. При этом часть из них уже развалилась, а некоторые работают неэффективно. В Вилейском районе, например, только 2 из 5 созданных коммунально–бытовых структур имеют необходимую сельскохозяйственную технику для оказания услуг населению, а в Брестском и Каменецком районах такие структуры вообще не созданы. Практически в каждом из проверенных сельисполкомов установлены приписки объемов выращенной гражданами растениеводческой продукции. На самом деле в 2009 году показатели производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан значительно меньше отраженных в государственной статистической отчетности. К примеру, в Волковичском сельисполкоме Новогрудского района по 7 проверенным хозяйствам было приписано 3,74 тонны зерна (78,9 процента от отраженного в отчетности по указанным личным хозяйствам граждан). Аналогично обстоят дела и с учетом других видов растениеводческой и животноводческой продукции, произведенной гражданами. Результаты проверок дают основания полагать, что в целом по республике ежегодно приписывается более 30% объемов зерна и картофеля, выращенных на личных подворьях граждан. О ситуации, связанной с развитием и поддержкой личных подсобных хозяйств, Председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать проинформировал Главу государства в ходе своего доклада 16 апреля т.г. По данному вопросу выданы поручения Премьер–министру, министру сельского хозяйства и продовольствия, председателям облисполкомов. Кроме того, Комитетом госконтроля в настоящее время продолжаются проверки выполнения Программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.