Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Коллегия Комитета госконтроля рассмотрела результаты контрольных мероприятий по оценке эффективности работы государственных органов Беларуси в пунктах пропуска на Государственной границе с Польшей, Литвой и Россией

13.02.2009
Коллегия Комитета госконтроля рассмотрела результаты контрольных мероприятий по оценке эффективности работы государственных органов Беларуси в пунктах пропуска на Государственной границе с Польшей, Литвой и Россией
С каждым годом объемы перемещения автомобильных грузов через государственную границу Беларуси увеличиваются. К примеру, через пункты пропуска на белорусско-польской и белорусско-литовской границах в первом полугодии 2008 года перемещено 736,7 тыс. грузовых автомобилей (рост – 22,1%). Отчисления в бюджет от транзитных перевозок автомобильным транспортом за 9 месяцев 2008 составили 70,6 млн. дол. США (рост – 15,7%). Справочно: В пограничных пунктах пропуска осуществляется 6 видов контроля: пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный и автомобильный. На белорусско-польском и белорусско-литовском участках границы расположено 10 автодорожных пунктов пропуска, а на белорусско-российском участке - 11 пунктов пропуска автомобильного контроля. В целом в Беларуси существуют необходимые условия по транзитной привлекательности страны. Почти все пункты пропуска на границе с Польшей и Литвой реконструированы или будут реконструированы в ближайшие годы. Благодаря реконструкции пунктов пропуска их пропускная способность выросла почти в 3 раза. Однако до настоящего времени не решены некоторые актуальные вопросы. Так, на белорусско-российском участке границы функционируют российские пункты приема уведомлений, несмотря на подписанное «Соглашение о таможенном союзе». При этом фактически происходит дублирование контрольных функций в российских пунктах приема уведомлений и белорусских пунктах пропуска, расположенных на внешней границе Союзного государства, что вызывает нарекания перевозчиков и снижает транзитную привлекательность страны. В области международного сотрудничества также имеются определенные недостатки. Например, сегодня отсутствует механизм информирования сопредельными государствами о форс-мажорных обстоятельствах, складывающихся на пунктах пропуска и препятствующих свободному пересечению границы. Яркое подтверждение этому - забастовка польских таможенников в январе 2008 г., о которой не были предупреждены сопредельные государства. Перевозчики всех стран не смогли оперативно отреагировать на сложившуюся ситуацию и понесли значительный экономический ущерб. Контрольные мероприятия выявили определенные резервы и непосредственно в Беларуси. Имеются отдельные случаи, когда в пунктах пропуска не соблюдаются сроки временного норматива на выезд транспорта, которые для грузовых автомобилей не должны превышать 40 минут. Необходимо доводить до европейских стандартов уровень придорожного сервиса в пунктах пропуска и на основных транзитных магистралях, в первую очередь на белорусско-российском участке. Наиболее сложная ситуация в этой части – в пунктах пропуска «Лиозно» и «Редьки» на Смоленском направлении. Не в полной мере используются возможности информационных систем, созданных за счет средств Союзного государства в целях информационного обмена между таможенными органами России и Беларуси. В настоящее время специальная программа обеспечивает только обмен информацией о прохождении российских транзитных грузов с территории Калининградской области. Необходимо также улучшить оснащение таможенных органов техническими средствами таможенного контроля, в первую очередь современными сканирующими системами контроля, позволяющими за минимальное время (3-5 мин.) без вскрытия получать изображение машины и товара. По результатам рассмотрения данного вопроса коллегией даны Совету Министров и заинтересованным государственным органам конкретные предложения и рекомендации по дальнейшему развитию транзитных возможностей Беларуси. Необходимо отметить, что оценка эффективности деятельности государственных органов своих стран в пунктах пропуска также проводится в России, Польше и Литве. В ближайшее время высшим контрольным органам Беларуси, России, Польши и Литвы предстоит обобщить результаты контрольных мероприятий и выработать совместный четырехсторонний итоговый документ, который, как предполагается, в конце мая текущего года будет подписан руководителями высших органов финансового контроля Беларуси, России, Польши и Литвы.                                              
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.