Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Коллегия Комитета госконтроля рассмотрела итоги проверки Белорусской железной дороги

25.08.2008
Коллегия Комитета госконтроля рассмотрела итоги проверки Белорусской железной дороги
В Комитете государственного контроля Республики Беларусь состоялось заседание коллегии, которое провел Председатель КГК Зенон Ломать. Рассмотрены результаты проверки отдельных вопросов финансово–хозяйственной деятельности государственного объединения «Белорусская железная дорога». На заседание коллегии были приглашены министр транспорта и коммуникаций Сосновский В.Г., начальник Белорусской железной дороги Жерело В.И., руководители отделений БЖД и организаций, входящих в систему Белорусской железной дороги. Проверка показала, что в отрасли не остановлена динамика роста старения основных производственных средств (электровозов, тепловозов, вагонов пассажирских и др.). Недостаток собственных оборотных средств, направляемых на обновление подвижного состава, руководство БЖД компенсирует привлечением банковских кредитов и займов, что еще более усугубляет финансовое положение отрасли. За 2007 год сумма привлеченных БЖД займов увеличилась на 67,5 млрд. руб. и достигла 286,5 млрд. руб. В то же время факты свидетельствуют, что руководителями всех уровней не обеспечено эффективное использование имеющихся средств и государственного имущества. Вместо решения неотложных проблем перевозочной деятельности значительная часть прибыли «проедается». Так, в 2007 году только Минской дистанцией пути ТРУП «Минское отделение Белорусской железной дороги» из 1,15 млрд. руб. направленной на потребление прибыли использовано на премии и вознаграждения 1,09 млрд. руб. (95%). Аппаратом управления Белорусской железной дороги не разрабатываются сметы расходов прибыли, что создает условия для ее бесконтрольного использования. Не в экономических интересах отрасли, через двух посредников закуплены и колеса цельнокатаные. При их приобретении непосредственно у монопольного продавца (российского ООО «ОМК–Сталь») экономия средств могла составить 1,9 млрд. руб. Широко распространена на БЖД практика дорогостоящих закупок при наличии реальной возможности приобретения аналогичных товаров по более низким ценам. В ряде случаев закупки проводились у заранее выбранных поставщиков, а установленные требования по проведению закупок соблюдались формально. Так, в июле 2007 г. унитарное предприятие «Белжелдорснаб» для собственных нужд закупило у минского ООО «Фитнесс–технологии» профессиональное спортивное оборудование стоимостью 214,4 млн. руб., хотя его можно было купить дешевле на 122,4 млн. руб. Этим же предприятием для службы военизированной охраны БЖД без обоснования производственной необходимости приобретен у минского ООО «ФелОкт–сервис» в дорогостоящей комплектации легковой автомобиль «Шкода» модели «Супер комфорт» стоимостью 23,75 тыс. евро. Из–за искусственно созданных ограничений к участию в конкурсе не были допущены претенденты, предлагающие другие марки автомобилей, в том числе и более дешевые автомобили. Неэффективно использовались организациями БЖД средства инновационного фонда. Например, с 2006 года на складе Барановичского отделения БЖД находилось 92 прибора дистанционного управления освещением, на закупку которых израсходовано 504 млн. руб. средств инновационного фонда. И только после проверки КГК эти приборы были установлены. Не приняты меры по эффективному использованию имеющихся 145 рефрижераторных вагонов (с неполной загрузкой в перевозках были задействованы лишь 13 вагонов), в итоге только за 2007 год общая сумма убытков составила более 3 млрд. рублей. В то же время доставка специфических грузов в республику в 2007 году производилась с использованием 294 вагонов рефрижераторных секций. При этом наряду с 21 вагоном, принадлежащим БЖД, в перевозках использовались вагоны из Латвии (29), Украины (44), России (64) и Литвы (136 вагонов). Объединением не в полной мере используется как реальный источник улучшения финансового состояния сдача в аренду незадействованных зданий и помещений. По состоянию на 01.01.2008 в ТРУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» общая площадь не задействованных в хозяйственном обороте зданий и помещений составляла 4490 кв. метров. Имеют место многочисленные факты предоставления помещений в аренду индивидуальным предпринимателям и частным коммерческим структурам по заниженным ставкам. Только ТРУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» по этой причине в 2006–2007 гг. недосчиталось 5,2 тыс. евро. Как показали проверки, организациями БЖД не обеспечивался также надлежащий контроль за своевременной оплатой сданных в аренду помещений. Кроме того, в республике за 2001–2007 гг. было закрыто 63 магазина и 72 предприятия общественного питания, ранее функционировавших в системе объединения «Белорусская железная дорога». Не организовано эффективное использование средств, направляемых на проектирование, строительство и реконструкцию объектов, а также на сокращение инвестиционного цикла в указанной сфере. В 2007 году из–за потери актуальности и невостребованности списана проектно–сметная документация по 13 проектам, затраты на разработку которой составили около 800 млн. руб. Из–за формального проведения инвентаризации не обеспечивался полный учет государственного имущества. В подразделениях ТРУП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги» проверкой выявлен 101 неучтенный объект. Аналогичные нарушения вскрыты и в других организациях. В 2006 году с бухгалтерского учета управлением БЖД были незаконно списаны как утерянные 868 вагонов остаточной стоимостью 3,5 млрд. руб. Данная недостача отнесена на внереализационные расходы управления БЖД. Вместе с тем при сдаче этого количества вагонов на ГО «Белвтормет» после разделки можно было получить 5,2 тыс. тонн металлолома. Как установлено проверкой, существующий на БЖД дефицит грузовых вагонов покрывается заимствованием вагонов других государств, а неправомерное списание вагонов привело к недопоступлению в бюджет налогов на сумму 908,5 млн. руб. В целом по республике проверено 70 организаций и обособленных структурных подразделений, входящих в состав Белорусской железной дороги. Нарушения актов законодательства и недостатки выявлены практически в каждой организации. Общий размер наложенных штрафов составил 875,4 млн. руб., в том числе на должностных лиц БЖД — 41 млн. рублей. По результатам проверок в бюджет допричислены налоги в размере 1,18 млрд. рублей. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей к 89 работникам применены меры дисциплинарного взыскания. Результаты проверки свидетельствуют, что указанные нарушения законодательства и недостатки в деятельности, как аппарата управления, так и организаций Белорусской железной дороги обусловлены, в том числе, недостаточно эффективным контролем за их работой со стороны Министерства транспорта и коммуникаций. С низкой эффективностью работает также ведомственный контроль. По результатам проверки коллегия Комитета государственного контроля предложила привлечь к ответственности отдельных должностных лиц Белорусской железной дороги, не обеспечивших выполнение возложенных на них функций и задач в строгом соответствии с нормами законодательства.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.