Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Коллегия Комитета госконтроля проанализировала эффективность заготовительной деятельности Белкоопсоюза

08.12.2011
Коллегия Комитета госконтроля проанализировала эффективность заготовительной деятельности Белкоопсоюза

Эффективность работы заготовительной отрасли потребительской кооперации рассмотрена на заседании коллегии Комитета государственного контроля, прошедшем под председательством руководителя КГК Александра Якобсона.
Учитывая негативный опыт обеспечения населения социально значимыми продуктами растениеводства, Комитет госконтроля проанализировал создание стабилизационных фондов овощей и плодов. По состоянию на 15.11.2011 на межсезонный период овощей заложено больше чем в прошлом году. Такая положительная динамика наблюдается ежегодно, однако это не исключает наличие перебоев в торговле растениеводческой продукцией из-за необеспечения ее сохранности.
При определении облисполкомами организаций, осуществляющих хранение стабилизационных запасов, не учитываются имеющиеся у них  мощности хранилищ, их техническое состояние. У потребкооперации для хранения картофеля и плодоовощной продукции имеется 130 универсальных хранилищ (48,7 тыс. тонн), которые построены 40-50 лет назад, приспособлены для хранения продукции навалом и поэтому используются на 50-60%. Техническое состояние 56% этих объектов не отвечает предъявляемым требованиям. По словам Председателя Комитета госконтроля А.Якобсона данных мощностей для хранения продукции уже недостаточно, не говоря о качестве хранения в них. «Хранилища Белкоопсоюза в большинстве своем требуют реконструкции и модернизации, в противном случае говорить о сохранности продукции в них не приходится», – отметил руководитель КГК.
Из-за недостаточности и несовершенства собственных мощностей Белкоопсоюза 34% заложенного картофеля, 56% капусты, 50% свеклы, 55% моркови, 29% лука, 67% яблок хранятся в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах по договорам хранения. Вместе с тем, хранение продукции в сельхозорганизациях вовсе не гарантирует ее сохранность.
Александр Якобсон отметил, что одна из главных функций Белкоопсоюза – закупка у граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц сельхозпродукции, дикорастущих плодов, ягод и грибов, других видов продукции и сырья. Однако она не выполняется. Вместо того, чтобы приобретать у населения излишки продукции, представители потребкооперации закупают овощную продукцию у сельхозпроизводителей и с ними же заключают договоры на хранение этой же продукции. «Достаточно сказать, что около 40% стабилизационных фондов потребкооперации хранится у сельхозпроизводителей. У них закупается продукция, там же продолжает лежать, а потребкооператоры отчитываются, что занимаются заготовительной деятельностью», - подчеркнул А.Якобсон.
В результате за 10 месяцев т.г. объем закупки у физических и юридических лиц картофеля составил 82% к прошлому году, плодов и ягод – 58% , грибов – 75%.
Одной из причин недостаточной работы заготовительной отрасли потребкооперации с населением является и слабое информирование граждан о закупаемой сельскохозяйственной и дикорастущей продукции. Так, до вмешательства КГК руководство Брестского облпотребсоюза и Белкоопсоюза не принимали должных мер по закупке излишков капусты, выращенной крестьянами Столинского района, готовыми продавать ее по 200-300 рублей за килограмм. Или другой пример. Практически всюду сдатчики не знали о закупочных ценах, которые в ходе закладки товарных яблок на межсезонный период были определены в размере 4000-7500 руб. за 1 кг, а не 1000-1500 руб., как сообщалось в объявлениях, размещенных в сельских магазинах. По этой причине закуп потребкооперацией у населения яблок товарных (съемных) практически повсеместно осуществлялся плохо.
В торговой системе потребкооперации по-прежнему неудовлетворительно обслуживаются сельские жители, хотя за 9 месяцев торговыми организациями и получена чистая прибыль, в 5,7 раза превышающая прибыль прошлого года.
На фоне финансового благополучия резким диссонансом выступают факты нарушений в магазинах потребкооперации. В каждом из проверенных 563 торговых объектов выявлены нарушения, в т.ч. несоблюдение требований по качеству реализуемых товаров, включая продажу просроченных товаров, – в 77% случаев.
По итогам рассмотрения данного вопроса коллегия КГК рекомендовала Совету Министров дать принципиальную оценку действиям должностных лиц Белкоопсоюза, не обеспечивших эффективное, поступательное развитие заготовительной отрасли потребкооперации, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, рекомендовано определить основные направления и целевые, взаимоувязанные между отраслями потребкооперации параметры развития системы Белкоопсоюза на 2012-2015 годы, в том числе с подробной детализацией прогнозных показателей на 2012 год.
Коллегия предложила Белкоопсоюзу принять меры дисциплинарной ответственности к должностным лицам республиканского, областного и районного уровней управления системой потребкооперации, внести дополнения и изменения в Отраслевую программу развития потребительской кооперации на 2011-2015 годы, предусмотрев в ней конкретные и напряженные задания в разрезе видов заготавливаемой продукции с приоритетным направлением работы с населением, проведение технической инвентаризации хранилищ с последующим определением мероприятий по их реконструкции, модернизации и новому строительству, действенный механизм мотивации труда заготовителей в зависимости от выполнения заданий программы, дисциплинарную ответственность руководителей всех уровней системы за невыполнение установленных прогнозных показателей программы.
Предложен также ряд других конкретных мероприятий, направленных на улучшение деятельности потребительской кооперации.

Также в ходе заседания коллегии Комитета госконтроля проанализирована ситуация на потребительском рынке республики. Начиная с марта т.г. на потребительском рынке складывается непривычная для последних лет ситуация: товарная насыщенность не всегда удовлетворяет покупательский спрос, достиг критической отметки уровень цен на товары.
На ситуацию на потребительском рынке объективно повлияли нестабильность валютного рынка и девальвация национальной валюты. Вместе с тем и субъекты хозяйствования, поставляющие товары на внутренний рынок, «не ответили» на усилия государства по либерализации хозяйственной деятельности.
Одной из причин неудовлетворения спроса в торговой сети явилась несогласованность действий между органами управления торговлей (Минторг, Белкоопсоюз, управления торговли и услуг облисполкомов и Минского горисполкома) и товаропроизводителями (отраслевые министерства и концерны), а также крупными импортерами.
Не удержана под контролем и ситуация с ростом цен. Основа формирования цен находится «в руках» отечественных товаропроизводителей и импортеров товаров (рост цен у производителей с начала года – 204,3%). Более расторопные импортеры, в основном частники, еще до объявленного в конце мая ценового моратория заложили в отпускные цены ввозимых товаров возможные коммерческие риски (взвинтив цены не менее чем втрое по сравнению с 2010 годом). Такой подход до сих пор позволяет импортерам полностью возмещать понесенные затраты на ввоз и реализацию товаров.
При этом большинство импортеров заняли доминирующее положение на многих сегментах внутреннего рынка. В то же время органами госуправления при регулировании цен на товары субъектов-монополистов не принято должных мер по соблюдению государственных интересов, как предписано антимонопольным законодательством.
Кроме того, в ходе заседания коллегии была озвучена проблема реализации низкожирной молочной продукции, цены на которую регулируются Министерством экономики. Сегодня производители поставляют в магазины низкожирные молоко, кефир. Но эта продукция изготавливается с различными добавками, не является социально значимой и реализуется по свободным ценам. Такая ситуация вызывает обоснованные жалобы покупателей.
Обсудив результаты проведенных контрольно-аналитических мероприятий, коллегия Комитета госконтроля внесла ряд предложений, адресованных Совету Министров, Минторгу, Минсельхозпроду, Минэкономики, облисполкомам и Минскому горисполкому. Предложены конкретные меры, реализация которых позволит обеспечить стабильное функционирование внутреннего потребительского рынка и гарантированное удовлетворение покупательского спроса на товары.

© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.