Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Коллегией КГК рассмотрены результаты проверки деятельности и развития свободных экономических зон в Республике Беларусь

12.06.2010
Коллегией КГК рассмотрены результаты проверки деятельности и развития свободных экономических зон в Республике Беларусь
Коллегия Комитета госконтроля рассмотрела результаты проверки деятельности и развития свободных экономических зон в Республике Беларусь. Отмечено, что на 1 января 2010 г. в шести свободных экономических зонах зарегистрировано 284 резидента СЭЗ. Преференции, предусмотренные для резидентов, освобождают их от уплаты ввозных таможенных пошлин и ряда налогов (на 100 или 50 процентов). Несмотря на это, в 2009 году резиденты СЭЗ снизили финансово–экономические показатели: уменьшился объем выпускаемой продукции, прибыль, количество рабочих мест, объем экспорта товаров и размер выручки. При проверках 15 резидентов вскрыты нарушения налогового законодательства, порядка ценообразования, ведения бухгалтерского учета и отчетности, осуществления внешнеторговой деятельности и другие. Особого внимания заслуживает выявленная ситуация с уплатой налога на добавленную стоимость при реализации резидентами импортозамещающих товаров собственного производства. Так, отдельные резиденты продают на внутренний рынок импортозамещающие товары как потребителям, так и организациям, позже экспортирующим эти товары (преимущественно в Россию). Организации, экспортирующие в Россию произведенные в СЭЗ импортозамещающие товары, применяют ставку НДС в размере 0%, а при экспорте налогоплательщик (в данном случае экспортер) имеет право на возврат налоговых вычетов. Таким образом, исчисленная резидентом сумма НДС в размере 100% подлежит налоговому вычету в полном объеме у организации, осуществляющей экспорт импортозамещающих товаров, выпущенных резидентами, и соответственно возврату из бюджета. Следовательно, бюджет несет прямые потери от льготного налогообложения резидентов по исчислению и уплате НДС. В ходе проверок резидентов СЭЗ выявлен ряд проблем, требующих урегулирования на законодательном уровне. В частности, таможенная статистика показывает, что в прошлом году 74 резидентами ввезены товары, которые вместо использования в инвестиционных целях фактически были выпущены в свободное обращение в неизменном состоянии. Таможенная стоимость товаров составила 33 млрд. руб., а таможенные платежи, своевременно не уплаченные резидентами, — 7,5 млрд. руб. ОАО «Гомельский радиозавод» (резидент СЭЗ «Гомель–Ратон») в 2007–2009 гг. реализовывало импортозамещающие проекты по организации производства передвижных дождевальных машин, включенных в Перечни импортозамещающих проектов. В 2008 году завод признан победителем открытого конкурса, проведенного РО «Белагросервис» на поставку сельхозтехники для реализации госпрограммы «Овощеводство», в 2009 году — для реализации программы «Плодоводство». Однако в 2008 году организации АПК заключили с обществом договоры на поставку всего пяти передвижных дождевальных машин вместо 20, как было установлено конкурсом. В 2009 году, несмотря на то, что был выигран конкурс на поставку 10 дождевальных машин, договоры с Гомельским радиозаводом вообще не заключались. Из–за отсутствия покупателей аналогичная ситуация с реализацией импортозамещающей сельхозтехники сложилась и в 2010 году. Таким образом, ОАО «Гомельский радиозавод» реализовало импортозамещающий инвестпроект по производству сельхозтехники, которая пока остается невостребованной. По мнению КГК, заинтересованным органам необходимо внести в законодательство о СЭЗах изменения, предусматривающие уплату пени по таможенной пошлине и НДС в отношении товаров, не использованных для реализации инвестиционного проекта и выпускаемых в свободное обращение, исключение случаев отражения в статотчетности объемов выручки от реализации продукции при ее повторной продаже. Одним из важных направлений работы администраций свободных экономических зон является развитие импортозамещающих производств. Администрации СЭЗ совместно с резидентами ежегодно представляют в комитеты экономики облисполкомов (Мингорисполкома) предложения о включении выпускаемой резидентами продукции в перечень импортозамещающих товаров. Вместе с тем в стране отсутствует единый источник общедоступной информации об импортозамещающих товарах, выпускаемых резидентами СЭЗ, что приводит к использованию импорта. Так, несмотря на организацию СП ЗАО «Биган» (СЭЗ «Гродноинвест») производства импортозамещающей продукции «колбасная оболочка с нанесением флексопечати», отдельные предприятия продолжали импортировать ее аналоги. Только после вмешательства КГК Гродненской области колбасную оболочку резидента стали использовать ОАО «Слуцкий мясокомбинат», ОАО «Березовский мясокомбинат» и другие. Анализ работы Министерства экономики показал, что его участие в деятельности и развитии свободных экономических зон в основном сводилось к сбору и обобщению информации от администраций СЭЗ. Анализ работы резидентов проводился не на должном уровне, поручения Правительства по вопросам деятельности СЭЗ в ряде случаев выполнялись некачественно и несвоевременно. Согласно законодательству, Минэкономики должно ежегодно до 15 ноября вносить в Совмин проект Перечня импортозамещающих товаров, производимых резидентами СЭЗ и поставляемых на внутренний рынок. Однако министерство систематически не представляет в срок проект Перечня, а при его формировании включает в указанные перечни некоторые импортозамещающие товары без достаточных оснований. Обсудив материалы проверки, коллегия Комитета госконтроля предложила Правительству поручить уполномоченным государственным органам: провести повторный анализ по всем товарам Перечня импортозамещающих товаров на предмет обоснованности их включения в перечень и представить предложения об исключении из перечня товаров, не отвечающих установленным критериям; внести изменения в законодательство с целью исключения потерь бюджета при использовании резидентами СЭЗ льгот по уплате НДС; обеспечить организацию единого источника общедоступной информации об импортозамещающих товарах, производимых резидентами СЭЗ. Также коллегией выработан ряд конкретных предложений Министерству промышленности, Государственному таможенному комитету, администрациям СЭЗ, Белорусской торгово–промышленной палате.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.