Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

КГК проверил вопросы использования средств, выделенных на энергосбережение

28.12.2011
КГК проверил вопросы использования средств, выделенных на энергосбережение
Комитетом госконтроля проведена проверка целевого и эффективного использования средств, направляемых на энергосбережение.
Несмотря на то, что за 2009-2010 г. и I полугодие 2011 г. на финансирование энергосберегающих мероприятий направлено 10 трлн. руб. из всех источников (республиканский и местные бюджеты, инвестиционные фонды министерств и ведомств, кредиты банков, собственные средства организаций), прогнозные параметры по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта не выполнены.
Как показала проверка, отчасти такое положение обусловлено неэффективным использованием средств, направляемых на реализацию энергосберегающих мероприятий, а также неудовлетворительным выполнением энергосберегающих проектов.
В отдельных случаях невыполнение энергосберегающих мероприятий было вызвано поверхностной проработкой финансовой и технической сторон проекта. Например, еще в 2008 году на торфопредприятии «Вертелишки», входящем в ПРУП «Гроднооблгаз», необходимо было ввести в эксплуатацию котел на фрезерном торфе. Однако из-за грубейших нарушений в разработанной проектной документации (которая сделана без технического задания на закупку оборудования) было приобретено котельное оборудование, непригодное для работы на фрезерном торфе. С 2008 года это оборудование бездействует, а израсходованные на его закупку и монтаж бюджетные средства в размере 2,9 млрд. руб. заморожены и экономического эффекта не дают.
Кроме того, установлено, что в ряде случаев направляемые на энергосбережение бюджетные средства истрачены на приобретение неработоспособного оборудования.
Заявленные разработчиками энергосберегающих программ объемы экономии энергоресурсов не всегда достигаются на практике. Так, для того чтобы сэкономить более 4 тысяч тонн условного топлива организациями ЖКХ Минской области было переведено на сжигание местных видов топлива 19 котлов.  Однако фактически это мероприятие позволило получить экономию топливно-энергетических ресурсов только в размере 0,3% от  запланированного объема. 
Зачастую причины затягивания сроков осуществления энергосберегающих мероприятий связаны с просчетами при выборе их исполнителей. Так, в 2008 году на РУП «Брестэнерго» были начаты работы по реконструкции энергоблока № 5 на Березовской ГРЭС с установкой газовых турбин. Данный объект необходимо было сдать в эксплуатацию в 2010 году, однако на момент проверки (октябрь 2011 г.) проект так и не был реализован. Сроки сорваны по вине российского партнера, который систематически нарушал сроки поставки оборудования. При этом фактически под обещание завершить проект в кратчайшие сроки российской фирме были перечислены авансы на сумму 18,3 млн. евро (78% от стоимости контракта).
Широкое распространение получила практика переноса запланированных к внедрению мероприятий на более поздние сроки. Например, в рамках республиканской программы энергосбережения в Гродненской области в 2006-2010 гг. предусматривалась реализация восьми энергосберегающих проектов с затратами на их реализацию в размере более 137 млрд. руб., а фактически выполнено пять мероприятий общей стоимостью 76,8 млрд. руб. (56% от плана). Сроки реализации трех проектов перенесены на 2011-2014 годы.
К неэффективному использованию денег приводит несоблюдение нормативных сроков реализации энергосберегающих проектов. Например, установка котла на местных видах топлива в котельной д.Путришки Гродненского района при нормативной продолжительности строительства четыре месяца велась с августа 2008 по декабрь 2010 г.  Расходы областного бюджета на эти работы составили 1,2 млрд. руб.
Проверкой также выявлен ряд недостатков в работе областных управлений по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, подчиненных Департаменту по энергоэффективности Госстандарта.
По результатам проверок Комитет государственного контроля предложил Правительству дать оценку деятельности Департамента по энергоэффективности и принять меры, направленные на повышение результативности его работы. Правительству рекомендовано взять под жесткий контроль вопросы получения максимального экономического эффекта от направляемых на энергосбережение средств, а также достижения заявленных объемов экономии энергоресурсов.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.