Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Белорусские и российские контролеры ратуют за совершенствование бюджетного процесса и эффективное расходование средств бюджета Союзного государства

08.06.2011
Белорусские и российские контролеры ратуют за совершенствование бюджетного процесса и эффективное расходование средств бюджета Союзного государства
Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с обращением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России проведена внешняя проверка и подготовлено заключение по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2009 год. Этот вопрос рассмотрен 39–ой сессией Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, которая состоялась в Минске 8 июня т.г. С подробной информацией о результатах проведенной проверки перед депутатами Парламентского Собрания Союза Беларуси и России выступила Раиса Саврицкая, заместитель Председателя Комитета госконтроля. Как отметила, Р.Саврицкая, совместная проверка белорусских и российских контролеров подтвердила достоверность отчетных данных Совета Министров Союзного государства. Вместе с тем выявлены отдельные недостатки, которые, с одной стороны, обусловлены несовершенством нормативной правовой базы, с другой — недоработками органов Союзного государства и главных распорядителей средств. Например, Советом Министров Союзного государства отчет об исполнении бюджета за 2009 год направлен в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России без отчета о предоставлении и возврате бюджетных кредитов. Заместитель Председателя КГК подчеркнула, что, несмотря на наличие на 01.01.2009 просроченной задолженности по бюджетным кредитам (с учетом пени и процентов), выделенным еще в 1998–2002 гг. на реализацию четырех программ, в сумме 1,2 млрд. рос. руб., в течение 2009 года возврат средств так и не осуществлялся. В настоящее время, заметила докладчик, отдельные исполнители программ, ставшие банкротами, ликвидированы. Вместе с тем Порядок списания задолженности по бюджетным кредитам в случае ликвидации предприятия–должника на законодательном уровне не определен. Р.Саврицкая констатировала, что в целом по доходам уровень исполнения бюджета Союзного государства за 2009 год несколько превысил показатели 2007–2008 годов. Расходы бюджета профинансированы на 90,5% к уточненному годовому плану, в то время как в 2007 году — на 84,2%. По мнению докладчика, кассовое исполнение бюджета в 2009 году также несколько улучшилось по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем заместитель Председателя КГК отметила, что в 2009 году ни по одному разделу бюджетной классификации Союзного государства расходы не были исполнены в полном объеме. При этом бюджетные назначения осуществлялись так же неритмично, как и в прежние годы. Так, максимальный объем бюджетных ассигнований (почти 40% годовых бюджетных назначений) приходился на последний квартал 2009 года. «Такое положение не ново, — сказала Р.Саврицкая, — и объясняется оно теми же причинами, что и раньше: неорганизованностью государственных заказчиков, их неготовностью к выполнению предусмотренных программ. Например, заказчиками долго проводятся конкурсные процедуры, заключаются договоры и согласовываются сметы расходов на проведение мероприятий». По таким основным разделам как «Военно–техническое сотрудничество», «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства», «Промышленность, энергетика и строительство» финансирование и кассовое исполнение в 2009 году были хуже, чем в 2007–2008 годах. Завершая выступление, Раиса Саврицкая от имени контролирующих органов Республики Беларусь и Российской Федерации обратила внимание участников сессии на необходимость совершенствования нормативной базы Союзного государства. Конкретные предложения Комитета госконтроля и Счетной палаты по этому вопросу содержатся в заключении по отчету Совета Министров Союзного государства Беларуси и России об исполнении бюджета Союзного государства за 2009 год. Так, контролирующие органы предлагают разработать: новую редакцию Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства; нормативный акт о правовом статусе и социальных гарантиях должностных лиц органов Союзного государства; нормативные документы по учету, оценке и управлению собственностью Союзного государства. Заместитель Председателя КГК выразила уверенность в том, что реализация внесенных белорусскими и российскими контролерами предложений будет способствовать совершенствованию бюджетного процесса и более эффективному расходованию средств бюджета Союзного государства.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.