Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

В Комитете госконтроля Витебской области состоялось заседание коллегии по вопросу обеспечения населения продуктами растениеводства в межсезонный период

18.05.2015
В Комитете госконтроля Витебской области состоялось заседание коллегии по вопросу обеспечения населения продуктами растениеводства в межсезонный период. В целях бесперебойного обеспечения населения области продовольственными товарами в межсезонный период 2014/2015 года в соответствии с решением Витебского облисполкома в ноябре 2014 г. был создан стабилизационный фонд продукции растениеводства, который почти по всем наименованиям (кроме яблок) от 41% (по луку) до 2,7 раза (по картофелю) превысили объемы, доведенные Витебскому облисполкому Советом Министров (постановление Совмина от 27.08.2014 № 839), а также от 38% до 6 раз превысили объемы (кроме лука репчатого), доведенные Совмином другим облисполкомам республики. Например, задание по закладке капусты белокочанной определено указанным решением в объеме 25000 т, что составило 66,2% от общего объема задания по капусте, доведенного Совмином в целом по республике, включая Витебскую область. Фактически в стабилизационный фонд области, согласно отчетам, было заложено: картофеля – 37000 т, капусты – 21788 т, моркови – 5000 т, свеклы – 8000 т, лука репчатого – 5000 т, яблок – 5000 т. Учитывая изложенное, можно было бы сделать вывод, что уровень обеспечения населения Витебской области продукцией стабилизационного фонда должен быть значительно выше, чем в других регионах республики, а потребители должны быть полностью обеспечены отечественной продукцией растениеводства в межсезонный период со 100% гарантией. Однако результаты контрольных мероприятий, проведенных Комитетом области в апреле 2015 г., показали, что запасы стабилизационного фонда по состоянию на 01.04.2015 по отдельным наименованиям продукции недостаточны, а по ряду наименований практически отсутствуют. В запасах на указанную дату находилось меньше необходимого количества: на 105 т, или 84% – яблок, на 2840 т (75,1%) – капусты белокочанной, на 184 т (14,2%) – свеклы столовой, на 27 т (2,9%) – моркови. У всех организаций, ответственных за создание и использование стабилизационного фонда, кроме отдельных райпо системы Витебского облпотребсоюза, в запасах отсутствовали яблоки. Недостаток запасов продукции был отмечен и по состоянию на 01.03.2015. Более того, установлено, что фактические запасы капусты и моркови у отдельных организаций на начало марта 2015 г. не соответствовали представленным Комитету области данным и по отдельным наименованиям числились только на бумаге. Основной причиной недостаточного количества запасов продукции явилось отсутствие необходимых запасов у сельхозпроизводителей, которые приняли на себя обязательства по их хранению. Например, Лиозненское райпо представило сведения о том, что согласно договору у КФХ «Вармас» (Витебский район) на начало марта 2015 г. на хранении находилось 15 т капусты. Однако фактически у данного хозяйства капуста отсутствовала. Не было у данного КФХ и запасов капусты в количестве 42 т для ОАО «Базис-Новополоцк». Кроме того, отсутствовала единая форма договора хранения (поставки) с сельхозпроизводителями, зачастую в таких договорах не была предусмотрена ответственность сторон за нарушение сроков и объемов поставок, а также необоснованный отказ от приемки товара надлежащего качества. Необходимо отметить, что в соответствующем решении облисполкома не были определены конкретные должностные лица, ответственные за обеспечение контроля наличия необходимых запасов товаров на складах организаций, осуществляющих хранение стабилизационного фонда в течение всего межсезонного периода, а также за наличие товаров стабилизационного фонда в торговой сети. Образовавшийся недостаток продукции в стабилизационном фонде негативно сказался на наличии продукции в объектах торговли области. В ходе мониторингов, проведенных специалистами Комитета области в марте 2015 г. в торговой сети г.Витебска (магазины ОАО «Веста», «Рублевский» СООО «Белинтерпродукт»; ТЦ «Корона» ООО «Табак-инвест»), а также в Лиозненском (магазины Лиозненского райпо и РУП «Лиозненская хлебная база») и Лепельском (магазины Лепельского райпо) районах, установлены многочисленные случаи отсутствия в продаже картофеля, свеклы, моркови, капусты и яблок из запасов стабилизационного фонда. Также установлен ряд нарушений при хранении продукции (необеспечение требований к содержанию помещений и оборудования, температурно-влажностных условий хранения), что привело к образованию порчи продукции. Так, в хранилище Городокского райпо 08.01.2015 в ходе предпродажной подготовки отбраковывалось до 10% картофеля, пораженного гнилью. В Верхнедвинском райпо 07.04.2015 после контрольной зачистки отходы капусты составили примерно 22%, свеклы – 50%, лука – 10%. На складе Дубровенского райпо 01.03.2015 в остатке находилось 0,5 т нетоварной капусты. В Верхнедвинском райпо вся продукция растениеводства, заложенная в стабилизационный фонд, не была исследована на показатели безопасности. В частности без необходимых исследований показателей безопасности Верхнедвинским райпо в торговую сеть, а также учреждениям социальной сферы было реализовано: 74,7 т картофеля, 36,8 т капусты, 10,5 т свеклы столовой, 22,9 т лука репчатого, 7,8 т моркови. Комитетом области было вынесено предписание о приостановлении использования указанной продукции. О выявленных нарушениях в обеспечении населения продукцией растениеводства в межсезонный период информировались Витебский облисполком и Витебский облпотребсоюз. Однако исчерпывающих мер к пополнению запасов продукции и обеспечению бесперебойных поставок в торговую сеть необходимых товаров принято не было. В целях изменения сложившейся негативной ситуации с обеспечением населения области продукцией растениеводства, результаты проведенных контрольных мероприятий по данному вопросу были рассмотрены в апреле 2015 г. на заседании коллегии Комитета госконтроля. Работа Витебского облпотребсоюза, Витебского и Новополоцкого горисполкомов, Оршанского, Чашникского, Полоцкого райисполкомов по контролю за бесперебойным обеспечением населения товарами в межсезонный период признана недостаточной. Коллегией принято к сведению, что по результатам проведенных проверок и мониторингов приняты меры по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных лиц к установленной законодательством ответственности: освобожден от занимаемой должности руководитель Шумилинского райпо, привлечены к дисциплинарной ответственности начальник управления торговли и услуг Витебского горисполкома, начальник отдела торговли и услуг Полоцкого райисполкома, а также руководители отделов заготовок Оршанского, Лиозненского, Дубровенского и Браславского районных потребительских обществ. Коллегией поручено Витебскому облисполкому обеспечить пополнение необходимых запасов продукции для бесперебойного обеспечения населения до конца межсезонного периода, а также принять исчерпывающие организационные меры по формированию реальных объемов стабилизационных фондов и недопущению вскрытых нарушений в дальнейшем; предусматривать в решениях Витебского облисполкома о создании стабилизационных фондов возложение персональной ответственности на руководителей госорганов, осуществляющих организацию работы по формированию стабилизационных фондов растениеводческой продукции, за осуществление надлежащего контроля по безусловному выполнению данных решений облисполкома, а также о возложении персональной ответственности на руководителей сельскохозяйственных и торговых организаций за невыполнение условий договоров; разработать единый образец договора хранения (поставки), в котором предусмотреть материальную ответственность за невыполнение сторонами условий договоров и обеспечить применение мер ответственности за несоблюдение договорных обязательств. Облисполкому, Витебскому облпотребсоюзу и соответствующим гор(рай)исполкомам также поручено рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, не обеспечивших должный контроль и своевременное принятие мер по обеспечению бесперебойных поставок продукции растениеводства в межсезонный период.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.