Комитет государственного контроля Гродненской области проанализировал работу организаций, осуществляющих пассажирские перевозки.
27.10.2020
Работа организаций, осуществляющих городские, пригородные и междугородные автомобильные пассажирские перевозки, была проанализирована Комитетом государственного контроля Гродненской области. Основная цель проведенной работы – определение имеющихся проблемных вопросов функционирования транспортной отрасли, а также выявление резервов повышения эффективности работы.
При проведении мониторинга специалистами Комитета госконтроля основное внимание было уделено анализу деятельности государственных перевозчиков - ОАО «Гроднооблавтотранс» и его филиалов, ОАО «Автобусный парк г.Гродно», УГП «Гродненское троллейбусное управление», а также ГОКТУП «Оператор пассажирских перевозок».
На снижение основных показателей деятельности указанных организаций оказали влияние несколько факторов, среди которых сложившаяся неблагоприятная эпидемиологическая ситуация. Для повышения эффективности деятельности организациям необходимо обеспечить снижение затрат.
По мнению Комитета госконтроля, резервами снижения затрат являются оптимизация маршрутной сети, снижение непроизводительных расходов, рациональное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов.
Анализ показал, что в структуре себестоимости оказываемых государственными перевозчиками услуг по перевозкам пассажиров расходы по оплате ГСМ занимают порядка 22 –27%. При этом в ходе мониторинга установлено, что данные перевозчики при списании топлива на аналогичные марки автобусов с одними и теми же техническими характеристиками (моделями двигателей, КПП и др.) при одинаковых условиях эксплуатации этих транспортных средств применяют отличные друг от друга нормы расхода дизельного топлива.
Так, например, на городской сочленный автобус (особо большой вместимости) марки «МАЗ-105.060, 105.065, 105.465» (с двигателем модели ОМ 906 LA и АКПП), эксплуатируемый на городских маршрутах в г. Гродно, в летний период времени применяется норма расхода дизельного топлива 42,6 л/100км (без повышения на частые технологические остановки), тогда как в г.Волковыске на аналогичный автобус, эксплуатируемый на городских маршрутах, применяется норма расхода дизтоплива – 43,67 л/100км.
Более того, отсутствие контроля за списанием топлива приводит к образованию неучтенных излишков, что может способствовать хищениям данного топлива водителями автобусов. Только в одном из районных центров области в мае-июне текущего года правоохранительными органами выявлены факты хищения дизельного топлива 5 водителями.
Мониторингом выявлено немало системных проблем в деятельности организаций, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом, что также было подтверждено результатами проведенного в сентябре опроса граждан посредством использования сети Интернет.
В опросе приняли участие 733 жителя области, из которых 178 человек или 25% работу по организации и выполнению перевозок пассажиров в общественном транспорте оценили как неудовлетворительную. При этом 89 человек не довольны работой пассажирских терминалов, 107 человек – работой справочных бюро. Не устраивает расписание движения общественного транспорта 323 респондентов (45% опрошенных), из которых большинство не довольны интервалом движения транспорта. При этом больше половины анкетируемых удовлетворены культурой обслуживания со стороны водителей, контролеров, информированием в общественном транспорте, действующей системой оплаты проезда. На вопрос «Как можно улучшить организацию перевозок пассажиров общественным транспортом» 37% опрошенных предложили увеличить количество подвижного состава, 18% - совершенствовать маршрутную сеть, 13% - обновить подвижной состав, 9% - повысить уровень комфортабельности.
Учитывая, что услуги по перевозке пассажиров оказывает значительное количество частных фирм и индивидуальных предпринимателей, Комитет области обратил внимание и на их деятельность.
Как показал проведенный анализ, на результаты деятельности государственных перевозчиков отрицательно влияют частные перевозчики, нарушающие требования законодательства в области перевозок пассажиров, а именно: выполняющие автомобильные перевозки в регулярном сообщении без заключения договора об организации автомобильных перевозок пассажиров (в случае наличия специального разрешения (лицензии) у автомобильного перевозчика) и без специального разрешения (лицензии), то есть «скрытые» регулярные перевозки пассажиров под видом нерегулярных.
Несоблюдение требований законодательства в сфере осуществления указанной деятельности позволяет «недобросовестным» перевозчикам снижать расходы на перевозки и устанавливать тарифы ниже тарифов, определенных в регулярном сообщении добросовестными плательщиками. Однако, несмотря на более низкие тарифы таких перевозчиков, не всегда соблюдается безопасность перевозок, не осуществляется страхование жизни и багажа пассажиров, что может привести к негативным последствиям как для пассажира, так и для его имущества и, безусловно, является весомым аргументом для отказа от поездки с «сомнительным» перевозчиком.
По результатам мониторинга Комитетом области в адрес государственных перевозчиков и Оператора пассажирских перевозок направлены рекомендации с предложениями по исправлению ситуации, оптимизации расходов, упорядочению маршрутной сети.