Строительная отрасль традиционно выполняет жизненно важные функции, в числе которых – создание соответствующих объектов социального и производственного назначения, необходимых для развития страны и благоприятной жизни населения. При этом совершенствование строительной сферы является одним из важнейших актуальных приоритетов.
В связи с чем, Комитетом государственного контроля Гомельской области на постоянной основе осуществляется контроль за положением дел в строительном комплексе области.
В области немало сделано для развития строительного комплекса.
Примером такой работы является реализация крупных инвестиционных проектов по модернизации производственных мощностей организаций промышленности стройматериалов и домостроительных комбинатов, которая позволила нарастить объемы производства, снизить себестоимость выпускаемой продукции, а также удовлетворить потребности внутреннего рынка и практически исключить импорт аналогичной продукции.
Так, на ОАО «Гомельстекло» освоен выпуск ламинированного и полированного стекла, на ОАО «Гомельстройматериалы» -минераловатных теплоизоляционных плит, на ОАО «Мозырский ДСК» и ОАО «Гомельский ДСК» - железобетонных изделий для более эффективных серий крупнопанельного домостроения, на ОАО «Гомельжелезобетон» - железобетонных изделий для жилых домов серии «широкий шаг».
Объемы выпускаемой вышеуказанными предприятиями продукции полностью обеспечивают потребности в ней внутреннего рынка строительных услуг.
При этом благодаря качеству из года в год наращивается реализация данной продукции и на внешнем рынке. За 11 месяцев 2017 года экспорт строительных услуг области составил свыше 44 млн. долл. США, или 109,6% к аналогичному периоду 2016 г., а экспорт строительных материалов – 117 млн. дол. США (139,6%).
В то же время, до настоящего времени в отрасли не решены проблемы с надлежащей организацией производственного процесса, обеспечением загрузки машин и оборудования, повышением качества выполняемых работ и производительности труда, что отражается на финансово-экономическом положении строительных организаций.
По итогам 2017 года прибыль таких организаций по отношению к 2016 году сократилась вдвое, в полтора раза уменьшилась рентабельность продаж, снизилась производительность труда.
Как показывают контрольные мероприятия снижение эффективности работы стройкомплекса во многом обусловлено наличием в организациях фактов бесхозяйственности, нарушений технологической дисциплины, нерационального использования средств, а также коррупционных проявлений.
Так, в ходе проверок 3 из 5 проверенных организаций не были обеспечены условия для осуществления производственного процесса - отсутствовали необходимые материалы, простаивала строительная техника, отсутствовал необходимый инструмент для работы, что повлекло вынужденные простои работников, снижение производительности труда, рост себестоимости выполняемых работ.
В результате такие организации имеют более низкую конкурентоспособность при участии в конкурсах на строительство объектов на внутреннем и внешних рынках, допущено значительное снижение объемов работ и ухудшение финансового состояния.
Кроме того, проверками установлены факты необоснованного сотрудничества с посредниками при закупках строительных материалов и услуг, что отражается на конечной стоимости строительства объектов. Одним из таких примеров является перечисление коммерческим структурам платы за аренду машин и механизмов, которые фактически строительными организациями не используются.
Не обеспечивается надлежащий контроль за качеством выполняемых работ и материалов, поступающих на объекты строительства. Так, одним из крупнейших подрядчиков области допущено устройство части конструкций жилого дома из некачественного керамического кирпича, которые в последствии пришлось демонтировать за собственный счет.
При этом зачастую с целью улучшения своего финансового состояния строительные организации допускают факты нарушений законодательства при определении стоимости работ по строительству объектов и незаконного получения средств бюджета и льготных кредитов, что приводит к необоснованному удорожанию производственных и социальных объектов.
В 2016-2017 г.г. такие факты были установлены в каждой проверенной организации. Общая сумма выявленных завышений (более 1 млн. руб.) после вмешательства Комитета области возвращена заказчикам и исключена из стоимости строительства объектов.
С целью устранения выявленных недостатков в работе отдельных организаций Комитетом области в установленном порядке заинтересованным внесены соответствующие предложения.
Положение дел в строительном комплексе региона остается на контроле Комитета области.