Основные приоритеты энергетической политики и
стратегии Беларуси следуют из стремления обеспечить безопасность
энергоснабжения и уменьшить зависимость от импорта энергии, особенно из России.
Экономия и бережливость становятся ключевыми
факторами поступательного социально-экономического развития независимого
белорусского государства.
Увеличение доли использования местных видов
топлива и сырьевых ресурсов, возобновляемых и альтернативных источников
энергии, вследствие чего должно быть достигнуто значительное повышение
эффективности национальной экономики и качества жизни граждан нашей страны.
Поэтому одной из стратегических задач
развития экономики Беларуси является сокращение импорта энергоносителей.
Решение этой задачи возможно посредством активизации применения альтернативных
источников энергии и местных видов топлива. Освоение и эффективное
использование местных топливно-энергетических ресурсов, будет способствовать
повышению энергобезопасности республики.
На сегодняшний день для реализации задач
поставленных Главой государства и Правительством, необходимо внедрять новые
технологии и мероприятия по использования местных видов топлива.
Так, использование в жилищно-коммунальном
секторе местных видов топлива для нужд отопления и горячего водоснабжения
реализовывается путем перевода на полное или частичное использование местных
видов топлива котельных установок.
В
соответствии с поручением Председателя КГК Республики Беларусь, Комитетом
государственного контроля Брестской области осуществляется контроль за
переводом в 2016 году котельных в системе жилищно-коммунального хозяйства на
местные виды топлива.
В
настоящее время большое распространение в использовании при производстве
тепловой и электрической энергии получил такой вид топлива как топливная щепа.
Следует отметить, что данный вид местных видов топлива должен соответствовать
требованиям ТУ BY 100145188.003-2009 «Щепа топливная.
Технические условия», разработанным и утвержденным научно-исследовательским и
проектно республиканским унитарным предприятием «БЕЛТЭИ».
Даже
такой показатель как «влажность» для топливной щепы не более 40%, существенно
влияет на эффективность процессов горения и теплообмена в энергогенерирующих
установках.
Однако
в ходе проведенных проверок Комитетом государственного контроля Брестской
области выявляются факты, когда под маркой топливной щепы реализуется продукция
не соответствующая требованиям ТУ.
Использование щепы несоответствующей техническим условиям приводит к
уменьшению КПД теплогенерирующего оборудования его эффективности и увеличению
затрат на его эксплуатацию.
Так,
в ходе контрольно-аналитических мероприятий в отношении одного из коммунальных
предприятий области установлено, что данное предприятие заключило договора с ООО
«К» и ИООО «Л» на закупку топливной щепы. Вместе с тем, под маркой топливной
щепы в адрес предприятия были реализованы древесные отходы, полученные путем
оцилиндровки лесоматериалов, в количестве 3582,6 плотных метров кубических на
общую сумму 815,5 млн. руб., без документов подтверждающих соответствие
качества продукции требованиям ТУ.
Хотелось
бы, чтобы руководители предприятий жилищно-коммунального хозяйства обратили
свое внимание на качество и соответствие топливной щепы требованиям технических
нормативных правовых актов в области технического нормирования и
стандартизации, так как использование качественной щепы позволит снизить себестоимость
отопления и горячего водоснабжения и сэкономит для потребителей данной
продукции средства.
Материалы
проверки для дачи правовой оценки действиям должностных лиц коммунального
предприятия, а также организаций поставщиков переданы в правоохранительные
органы.
С
учетом изложенного, еще раз напоминаем о необходимости выполнения установленных
законодательством требований в области технического нормирования и
стандартизации, что бы впоследствии не иметь проблем с законом.